«Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению
Автор: Горячева Татьяна Юрьевна
Рубрика: Педагогика детей раннего возраста
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 23.09.2016
Статья просмотрена: 1212 раз
Библиографическое описание:
Горячева, Т. Ю. «Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению / Т. Ю. Горячева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1285/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.
Ключевые слова: адаптация, проект, мамины сказки, формы работы с родителями
Мамина сказка
За окошком вечер зажигает звёзды,
И луна большая, как фонарь, горит.
Мне пора ложиться, и опять тихонько
Мамочка мне сказку говорит.
Про царя и про царицу,
Про прекрасную жар-птицу,
Про Ивана-дурака
И про друга Горбунка!
С. Кожуховская
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутов, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва и др.). Ввиду того, что родители являются основными заказчиками ДОУ, взаимодействие воспитателей с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно поэтому мы сегодня ориентируемся на поиск таких форм и методов работы, которые позволили бы нам учесть актуальные потребности родителей.
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению — это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Организация и проведение периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ строится в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой ДОУ, с основной образовательной программой ДОУ. Перед нами ежегодно встаёт проблема: как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям? Мы несколько лет работаем над темой «Проектная деятельность в детском саду». Творческой группой педагогов был разработан проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям дошкольного учреждения под названием «Я иду вдетский сад», учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющий собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.
Цель данного проекта — помочь детям и родителям наладить контакт друг с другом и персоналом дошкольного учреждения.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Порой родителям нет необходимости ломать голову над тем, как решать ту или иную проблему ребенка, как облегчить воспитательный процесс. Просто следует обратиться к методу, испытанному на протяжении многих веков, открыть книгу или просто взять малыша на колени и рассказать ему сказку.
Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима. Именно через сказку малыши получают первые знания о мире, о добре и зле, о жизненных ценностях. И от того, какие сказки мы читаем или рассказываем своим детям, часто зависит то, как наш ребенок будет адаптироваться в обществе, относиться к своим родителям, как он будет достигать своих целей и многое другое.
В связи с этим на родительском собрании нами была предложена такая форма работы, как вечер «Маминых сказок».
Воспитателями совместно с педагогом-психологом и музыкальным руководителем разработан план работы с родителями (Табл.1)
Таблица 1
Тема |
Формы работы |
Ответственный |
Какие сказки можно читать детям? |
Педагогическая гостиная |
Педагог-психолог |
Сказки для мальчиков и девочек. Есть ли различие? |
Информация в родительский уголок |
Педагог-психолог |
«Добрые сказки для малышей» |
консультация |
воспитатель |
«Сказка на фланелеграфе» |
Семинар-практикум |
воспитатель |
«Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольника» |
Консультация с элементами тренинга |
воспитатель |
«Рассказываем сказку по ролям» |
Игровой тренинг |
Воспитатель Музыкальный руководитель |
«Использование сказок и сказочных игр в воспитании и развитии ребенка» |
Семинар-тренинг |
Педагог-психолог |
Изготовление декораций и кукол для кукольного спектакля |
Родительская мастерская |
воспитатель |
В режиме дня группы это мероприятие проводится после сна, мама может забрать своего ребенка после проведения вечера, если ребенок вдруг начнет капризничать. Воспитатели заранее договариваются с одной из мам о том, что она придёт в детский сад и проведет с детьми вечер «Маминых сказок». Педагоги помогают матери выбрать наиболее приемлемую для неё форму проведения: рассказывание сказки с использованием фланелеграфа, настольного театра, чтение сказки с рассматриванием иллюстраций или показ кукольного спектакля за ширмой.
С мамами проводится предварительная работа: вместе с педагогами обсуждается сказка, какие интересные методы и приёмы можно использовать при ее воспроизведении. Хорошим подспорьем будут аудиосказки — музыкальное вступление использовалось как присказка. Такие вечера планируются один раз в неделю. Дети их ждут, а как ждут этих вечеров мамочки, чтобы окунуться в атмосферу детства, побыть рядом со своим ребенком, помочь ему и другим деткам быстрее адаптироваться к детскому саду, чтобы он стал для них вторым домом!
Литература:
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. — Воронеж: Учитель, 2011.
- Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 с. (ранний возраст).
Похожие статьи
Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»
В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе
В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...
Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.
Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»
В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ
В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.
Эффективные формы поддержки семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями
В статье авторы делятся опытом работы с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.
Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности
В статье рассмотрены формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами в рамках проекта по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Лекотека представлена как модель работы с «особыми»...
Похожие статьи
Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»
В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе
В статье рассматривается аспекты психологической готовности старших дошкольников к школе; освещение одного аспекта готовности к школе, в рамках весьма эффективной формы сотрудничества с родителями на примере «Клуба для родителей будущих первоклассник...
Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении
В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.
Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»
В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».
Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ
В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.
Эффективные формы поддержки семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями
В статье авторы делятся опытом работы с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.
Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности
В статье рассмотрены формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами в рамках проекта по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Лекотека представлена как модель работы с «особыми»...