Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников
Авторы: Ефимова Ольга Николаевна, Шаповалова Ирина Петровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 25.09.2016
Статья просмотрена: 6394 раза
Библиографическое описание:
Ефимова, О. Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников / О. Н. Ефимова, И. П. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1289/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время особую актуальность в психолого-педагогической теории и практике приобретает проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе. Востребованность исследования в этой области обусловлена значительным ростом числа неуспевающих учащихся, составляющих по различным данным от 15 до 40 %, что и определяет необходимость поиска оптимальных путей диагностики, подготовки и адаптации детей к условиям школьного обучения.
В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «готовность детей к обучению в школе» имеет широкое содержание и отражает все аспекты развития ребенка — биологические, психологические, социальные. В отдельных исследованиях авторы делают акцент на частных аспектах готовности, при этом общим является то, что готовность к школьному обучению определяется общим уровнем развития ребенка, его здоровьем и физическим развитием, знаниями и умениями, развитием познавательных и психомоторных особенностей, особенностями личности.
Так, например, Н. В. Нижегородцева готовность к обучению в школе рассматривает как уровень физического, психического и социального развития, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья [7, с.102].
Большой вклад в проблему готовности к учебной деятельности, в том числе и психологическую, внес Л. С. Выготский. Он считал, что детский сад должен готовить детей к предстоящему обучению, ориентируясь на требования школы, которые сводятся к следующему:
1) ребенок должен быть готов к систематическому школьному обучению, хотеть учиться;
2) у ребенка должны быть обширные, систематизированные знания, необходимые для предметного обучения;
3) ребенок должен быть грамотным [3, с.34].
Д. Б. Эльконин особое место в структуре психологической готовности к обучению в школе отводил сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, а именно:
– умение ребенка сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
– умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу [9, с.54].
Л. А. Венгер в качестве основных показателей психологической готовности к обучению в школе называл умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Также он указывает, что психологическая готовность к школе предполагает и определенный уровень развития различных познавательных процессов и интересов, т. е. уровень умственного развития [2, с.8].
Н. И. Гуткина под психологической готовностью к школьному обучению понимает необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По ее мнению, об уровне психологической готовности к обучению в школе можно судить на основе оценки произвольной, интеллектуальной и речевой сферы [4, с.134].
Ф. А. Сохин, Т. В. Тарунтаева считают, что предпосылкой развития учебных мотивов является формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступать в школу, приобрести почетное положение школьника и развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое [8, с.52].
Л. И. Божович в формировании мотивационной готовности важное место отводила сформированности у старших дошкольников познавательной потребности. Она отмечала, что старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для ребенка, так и для окружающих взрослых [1, с.15].
Психологическая готовность к обучению в школе в исследованиях М. И. Лисиной представляется как сложное образование, ключевым компонентом которого является коммуникативная готовность к школьному обучению. Уровень общения дошкольников со взрослыми определяет становление умственных и волевых способностей детей [6, с.47].
Аналогичная точка зрения представлена в исследованиях Г. И. Капчеля, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой. Например, в исследованиях Е. Е. Кравцовой существенным показателем психологической готовности к обучению в школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации, а также отношение ребенка к самому себе [5, с.35].
Старшие дошкольники на этапе перехода к систематическому обучению проходят один из наиболее сложных периодов развития. Ребенок сталкивается с необходимостью преодоления импульсивности поведения, ограничения «аффективных реакций» и подчинения действий учебному мотиву. Наблюдается двойственность мотивации деятельности — конфликт между желанием продолжать игровую деятельность и потребность изменить свой социальный статус.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность.
Мотивационный компонент психологической готовности к школе включает уровень мотивационного развития (познавательных и социальных мотивов учения, мотивы непосредственно связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми), развитие произвольного поведения, проявляющегося в умении ставить цель, планировать деятельность, осуществлять контроль, и внутреннюю позицию школьника.
Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни: портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
Для формирования мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников необходимо соблюдать принцип комплексного подхода. Это значит совместная деятельность педагогов и родителей.
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп важно учитывать следующие рекомендации: поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка на занятиях, не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.
Хотелось бы представить содержание педагогической работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников в нашем детском саду.
- Работа спедагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения.
С целью формирования специальных компетенций педагогов по вопросам формирования мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников, нами совместно с педагогом-психологом было подготовлено выступление на педагогическом совете «Особенности мотивационной готовности к обучению в школе». Совместно с воспитателями группы и педагогом-психологом нами осуществлялись:
– планирование работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе;
– подбор игр и упражнений для развития произвольности у старших дошкольников;
– проектирование предметно-развивающей среды в группе — «Уголок будущего первоклассника», который включал в себя дидактические материалы для непосредственно образовательной деятельности с детьми, развивающие игры и упражнения, иллюстративный материал о школе, детские рисунки, дневник успехов на каждого ребенка, в котором с помощью условных обозначений отмечались успехи и достижения детей.
Кроме того, нами была подготовлена консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников»
- Работа сдетьми
Реализация выделенных нами направлений в работе с дошкольниками осуществлялась в форме беседы, экскурсии, непосредственно образовательной деятельности. Данные виды работ осуществляли воспитатели групп, педагог-психолог.
1)Встреча с выпускниками детского сада.
Цель: сформировать первоначальные знания о школе и школьной жизни; создать положительную психологическую установку на школу.
2)Беседа с учителем начальных классов. Экскурсия по школе.
Педагог с детьми посещает школу. Организуется экскурсия по зданию школы, посещают школьную библиотеку, открытый урок первоклассников.
Также организуется и проводится беседа с учителем начальных классов. Учительница беседует с детьми, рассказывает, чем ученики занимаются в школе, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, считать, читать. Показывает тетради, учебники детей; говорит о том, как дети много узнают, посещая уроки, а также о том, как проходят в школе праздники, как дети отдыхают в школе, какие посещают кружки.
3)Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель: расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе; воспитывать у детей желание учиться, уважение к труду учителя и других работников школы; активизировать словарь по теме: «Школа», «Школьные принадлежности».
4)Непосредственно образовательная деятельность
Цель: Расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях.
Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности. Формирование готовности к школе.
5)Выставка детских рисунков «Моя школа»
Цель: расширить и уточнить первоначальные знания о школе и школьной жизни; создать положительную психологическую установку на школу.
Подбираются музыкальные произведения о школе, дети прослушивают их, обсуждают и рисуют на данную тему.
В конце организуется выставка детских рисунков.
6)Игры и игровые упражнения
Цель: расширить и уточнить первоначальные знания о школе и школьной жизни; создать положительную психологическую установку на школу; развивать произвольность поведения и деятельности, формировать речевую и познавательную активность детей, умение делать выбор.
- Работа сродителями.
Для родителей проводились консультации на тему: ««Ваш ребенок — будущий первоклассник», «Почему он не хочет учиться?», «Тип личности ребенка и школьные трудности».
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
– расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
– воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
– на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
– воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
– никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
А самое главное, не запугивайте ребенка школой. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Таким образом, можно сказать, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1993.
- Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: ВЛАДОС, 2006.–208 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М., 1987.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М.:ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
- Сохин Ф. А., Тарунтаева Т. В. Подготовка детей к школе в детском саду. — М.: Педагогика, 1978. — 249 с.
- Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981.