Нетрадиционные формы проведения здоровьесберегающих мероприятий в рамках инновационной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Оськина, Т. В. Нетрадиционные формы проведения здоровьесберегающих мероприятий в рамках инновационной деятельности / Т. В. Оськина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1291/ (дата обращения: 17.10.2024).



Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Задачей физкультурно-оздоровительной работы в рамках инновационной деятельности является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения с помощью приобщения дошкольников к культуре мордовского народа и нравственно-патриотическое воспитания.

С целью реализации национально-регионального компонента дошкольного образования в нашем детском саду наряду с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГОС, используется программа и методические рекомендации «Валдоня» и примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Кроме основной комплексной программы пользуем парциальные программы и методики: программа «Старт» Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, методика Л. Д. Глазырина «Физическое развитие детей», Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3–5 и 5–7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», методические рекомендации Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной «Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет», Л. Д. Глазыриной «Физкультура дошкольника», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура», технологий Ж. Е. Фирилёвой «СА-фи-дансе».

В области физическая культура в рамках интеграции образовательных областей в соответствии с действующими «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации) формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Для этого знакомим детей с мордовскими и русскими народными подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества — выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. такими, как: «В волков» («Верьгизнесэ» — эрз., «Врьгазса» — мокш.), «Шарагу-варагу», «В журавлей» («Каргинесэ» — эрз., «Каргоса» — мокш.), «В петушка» («Атякшкесэ» — эрз, «Атякшса» — мокш.), «В ворону» («Варакасо» — эрз., «Варсиса» — мокш.), «В круги» («Кругсо» — эрз., «Кругса» — мокш.), «В платочки» («Пацинесэ» — эрз., «Руцяняса» — мокш.), «В слепую старуху» («Сокор бабасо» — эрз., «Сокор бабаса» — мокш.. русскими народными играми «Горелки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси» и др.

Используем русские и мордовские подвижные игры в процессе физкультурных досугов и физкультурных праздников.

В рамках этой работы были наработаны новые материалы:

‒ перспективный план работы по национально — региональному компоненту,

‒ картотека подвижных народных игр,

‒ разработан цикл занятий и развлечений по этно — экологическому и патриотическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и т. д.

В образовательной области «Физическое развитие»,задачей которой является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в течение года знакомим с мордовскими и русскими народными подвижными играми.

Знакомим детей с именами современных олимпийских чемпионов-уроженцев Мордовии (О. Каниськина, В. Борчин, А. Мишин), их спортивными достижениями (интеграция областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»), формируя тем самым начальные представления о здоровом образе жизни.

Посредством использования фольклора, произведений мордовских и русских писателей (Ф. Бобылев «Утренняя зарядка», В. Корчеганов «Василек», колыбельная песня «Утю — балю, дитятко», и др.) (интеграция области «Художественно — эстетическое развитие», «Речевое развитие») воспитываем потребность быть здоровым.

Для более эффективного решения задач нравственно — патриотического и экологического воспитания дошкольников ведется по трем направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.

В работе с детьми в организованной деятельности по физической культуре проводим тематические занятия, посвященные дню города, дню космонавтики, и др. такие как «Юные космонавты», «Путешествие по Саранску». А так же на темы «Мы туристы», «Поход в лес», «Саранск спортивный», где наряду с физкультурно-оздоровительной работой происходит знакомство и закрепление знаний детей о городе, республике, стране, ее истории. Воспитывается чувство гордости за своих земляков-героев Великой Отечественной войны, спорта, знаменитых и легендарных людях, желание ровняться на них. Организуем физкультурную деятельность и по мотивам мордовских сказок, мордовского фольклора «Мордовская Матрешка», «В гостях у Вирявы», и т. п.

При проведении тематических занятий, занятий в нетрадиционной форме проводим вводную беседу на соответствующую занятию тему (интеграция областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»), активно используем народную музыку, патриотическую при ходьбе, беге (плясовые, марши — «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Косо, косо, да Утяша?», эрз.нар.песня, «Умарина» («Яблонька»), муз. Н. Бояркина; Виктор Фёдоров — «Андреевский марш», марш «Покорители космоса»Зиновия Бинкина, и др.), танцевальные движения (в «две ноги», «в три ноги», «каблучки» и др.), «веретенце», и мордовских танцевальных движений (шаг с притопом с движением в различных направлениях).

В основной части проводим ритмическую, степ гимнастику, стретчинг, формируя навык исполнения русских и мордовских народных танцевальных движений; повороты корпуса вправо и влево на носках, формируем навык движения в хороводе (ход «змейкой», по кругу поочередно в различных направлениях, построения в пары и круг) — интеграция области «Художественно — эстетическое развитие»

Проводим основные виды движений, объедения их темой занятия (тренировка спортсменов, путешествие в лес, туристы и т. п.).

Нетрадиционные игровые занятия строю на подвижных играх, играх малой подвижности, хороводных.

В игры с ходьбой и бегом. «В ключи» («Панжомнесэ» — эрз., «Пантемаса» — мокш.), «В платки» («Пцинесэ» — эрз., «Руцяняса» — мокш.), «В голубей» («Гулинесэ» — эрз., «Гуляняса» — мокш.), «Салки» («Варенес понгома» — эрз., «Варяняс повома» — мокш.), «В курочек» («Сараскесэ» — эрз., «Сараскакса» — мокш.), «В горшочки» («Чакшкинесэ» — эрз., «Сяканяса» — мокш.),

С прыжками. «В ножки» («Пильгенесэ» — эрз., «Пильгонякс» — мокш.)

С танцем и ловлей. «В коровку» («Скалнесэ» — эрз., «Траксса» — мокш.), «Мяч об узкую стенку» («Мяч теине стенас» — эрз., «Тупонясь тяйне стенас» — мокш.), «Круговой» («Мячень кунсема» — эрз., «Топонянь кунцема» — мокш.), «Котел» («Котелсо» — эрз., «Котѐлса» — мокш.). [2,с.58]

На развитие силовых качеств. «Раю-раю», «В редьку» («Кшуманесэ» — эрз., «Шапаряксса» — мокш.), «Ткание полотна» (Котфонь кодама» — мокш.), «Наша горка» («Минек пандось» — эрз., «Минь пандонянькс» — мокш.). [1,с.17]

На ориентировку в пространстве. «Игра в бусы» («Эрьгинесэ» — эрз., «Крганяса» — мокш.), «Изгнание свиней («Тувотнень панема» — эрз., «Тувонь панема» — мокш.), «В лапти» («Карьсэ» — эрз., «Карьса» — мокш.), «В базар» («Базарсо» — эрз., «Базарса» — мокш.).

Спортивные игры. «В чиж», «Клѐк», «Шлыган», «Кока», «В бабки» [1,с.14]

А так же тематические игры-соревнования, эстафеты («Преодолей препятствие», «Снайперы», «Собери урожай», «Лыжники», «Мамины помощники», и т. п.)

В заключительной части организованной деятельности проводим народные игры малой подвижности («Иголка и нитка», «Карусель», и т. п.) Формируем навык творческого использования различных танцевальных движений в свободной пляске под народную музыку.

Дети очень любят психогимнастику («Полетаем над Саранском», «Полет в космос», под мордовскую колыбельную «путешествуем во времени» — «попадаем» в древнюю мордовскую деревню, в избу, где мама, у лучины прядет пряжу и качает колыбель (использование здоровьесберегающей технологии «музыкотерапия»), и т. п.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, обязательно народные — русские и мордовские подвижные игры, игры-хороводы, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Темы праздников самые разнообразные: «Мы — спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Мордовия спортивная», «Бравые солдаты», «Праздник, посвященный дню Победы», «Широкая Масленица!», «Весна в Мордовии» и т. п.

Данная работа не была бы полной без сотрудничества с педагогами ДОУ.

Для воспитателей были подготовлены консультации на тему «Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников», «Мы мороза не боимся» и др., проведено занятие мастер-класс «Моя Мордовия!», с использованием здоровье сберегающих технологий, современного оборудования и национально-регионального компонента, подобрана картотека народных подвижных игр, картотека «Художественное слово о спорте» и др.

В совместной деятельности с воспитателями мы решаем, какие, в качестве предварительной работы воспитатели проводят ознакомительные занятия, беседы, заучивание стихов, проводят организованную деятельность в рамках образовательной области «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» и т. п.

В процессе реализации инновационной деятельности в рамках образовательной области «Физическая культура» в работе с детьми педагоги используют и другие различные нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий:

‒ Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, ритмических упражнений под народную музыку, патриотические песни;

‒ Проведение двигательных разминок между занятиями и физкультминуток во время организованной деятельности с использованием народных игр подвижных и игр малой подвижности, потешек имитационных упражнений и др.;

‒ Организация народных подвижных игр («В зайчиков» («Нумолнесэ» — эрз., «Нумолняса» — мокш.); «В белочек» («Урнесэ» — эрз., «Урняса» — мокш.). «В журавлей» («Каргинесэ» — эрз., «Каргоса» — мокш.), «В петушка» («Атякшкесэ» — эрз, «Атякшса» — мокш.), «В ворону» («Варакасо» — эрз., «Варсиса» — мокш.). и др.) [2,с.56], игр-соревнований, физических упражнений на прогулке, объединенных патриотической, экологической тематикой (тренировка юных космонавтов, разминка спортсменов, «За грибами в лес пойдем», «У реки», «Лыжники» и др.);

‒ Гимнастика после дневного сна с использованием народных потешек («Потягушки», «Уж, ты, котя, коток», пестушка «Дюгу-дюгу, дегушти, Марюсь касы сѐксети», приговорка «Бабочка, бабочка» и др.) мордовской и русской народной музыки;

‒ Организация работы кружка ритмопластики «Грация», где используем народную музыку, элементы русского и мордовского народных танцев, народные подвижные игры и игры малой подвижности;

Интересно проходят совместные праздники с родителями. Здесь воспитывается и любовь, и гордость за своих родителей, сопереживание, что способствует нравственному воспитанию детей.

Спортивные совместные досуги и праздники любимы родителями и детьми. Темы праздников самые разнообразные: «Праздник, посвященный дню Победы», «Праздник, посвященный дню Защитника Отечества», «Широкая Масленица!», «А ну-ка, мамочки!», «День пожилого человека», «Папа, мама, я — спортивная семья!» и др.

Для родителей проведены консультации, семинары на тему «Как научить ребенка кататься на коньках (лыжах)», «Как научить ребенка плавать», «Закаляемся, играя!» и др.

В рамках инновационной деятельности подготовлен стенд «Спортсмены Мордовии», фотоальбом «Звезды спорта».

Мы активные участники городских семейных соревнований, благодаря которым дети воочию знакомятся со спортивными сооружениями нашего города — спорткомплекс «Мордовия», Дворец спорта, ГБУ ДОД «СДЮСШ по баскетболу и волейболу».

Развивая ребенка в многонациональной среде, важно — приобщить его к красоте и добру, сформировать желание видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении, заботясь при этом о своем здоровье.

Литература:

  1. Брыжинский В. С. Мордовские народные игры. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке на эрзянском и русском языках — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2009

2. Валдоня (Светлячок) Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образоват. учреждений Респ. Мордовия [Нац.-регион. компонент] М-во образования Респ. Мордовия — Саранск: Тип. «Крас. Октябрь», 2001

  1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. — М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
  2. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Берестовой. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): мокша, игра, дошкольное образование, малая подвижность, Мордовия, народная музыка, организованная деятельность, ребенок, инновационная деятельность, образовательная область.

Похожие статьи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Пути и перспективы совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Похожие статьи

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Пути и перспективы совершенствования законодательства в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Инновационные формы повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников

Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения

Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности

Задать вопрос