Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы
Автор: Истомина Ольга Александровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 5263 раза
Библиографическое описание:
Истомина, О. А. Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы / О. А. Истомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1295/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе чтения художественной литературы.
Ключевые слова: память, произвольная память, непроизвольная память, дошкольное детство, развитие памяти в процессе чтения
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью [10, с. 218].
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Она является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной памяти, которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что нужно человеку в данный момент [11, с. 485].
Произвольная память — это особая (мнемическая) деятельность, специально направленная на запоминание какого-либо материала и связанная с использованием особых приемов или способов запоминания [2, с. 7].
Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует [17, с. 208].
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что — либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания, они осуществляются в детальности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [9, с. 206].
Психолог П. И. Зинченко [4], исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т. д.) [5, с. 134].
Произвольные формы запоминания и произведения начинают складываться в возрасте четырех — пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли [9, с. 206].
Произвольность сама по себе не формируется на базе непроизвольности, она требует специального обучения приемам управления вниманием со стороны взрослых. В процессе воспитания взрослый постоянно организует деятельность ребенка, привлекая его внимание к средствам управления им, к способам запоминания. Постепенно эти средства интериоризируются, становясь собственным орудием ребенка в управлении запоминанием [12, с. 292].
В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности [14, с. 150].
Дети шестилетнего возраста уже достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель. Это происходит в том случае, когда ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого условия еще недостаточно [5, с. 135].
Овладение элементами произвольной памяти включает несколько этапов:
1) сначала ребенок выделяет только саму задачу — запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами;
2) ребенок выделяет сами приемы запоминания (повторить, сгруппировать, систематизировать, связать, оставить какой-нибудь знак-сигнал и т. д.); дело в том, что первоначально возникает необходимость припоминания, а задача запомнить формируется на основе опыта припоминания: ребенок осознает, что если он не освоит средства запоминания, то потом не сможет и воспроизвести нужный материал;
3) овладение средствами запоминания, формирование произвольного контроля над памятью [12, с. 293].
Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическая деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Учеными выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняемой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирования запоминания и припоминания возникают в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнить поручение взрослого в игровой деятельности [5, с. 135].
Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т. е. осуществить самоконтроль [5, с. 135].
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5–6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.
Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:
– Степени освоения соответствующих мыслительных операций;
– Содержания и характера материала;
– Характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;
– Наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты [14, с. 154].
Развитие ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, труд, игра, художественная литература), ознакомление с окружающим, путем формирования у него представлений, понятий, а также в процессе развития речи. Это достигается путем совместной деятельности взрослого и ребенка. Педагог процесс запоминания начинает со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное положение частей объекта и объектов относительно друг друга и пр. [2, с. 8].
Одним из важнейших факторов влияющих на полноценное развитие ребёнка является приобщение его к культуре чтения. Чтение играет неоценимую роль в жизни ребёнка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения [8, с. 47].
Детская литература многофункциональна, позволяет решать разнообразные задачи. Неудивительно, что взрослые, работающие с дошкольниками, широко используют ее в своей профессиональной деятельности [7, с. 23].
Педагоги обращаются к ней ежедневно не только на специальных занятиях по литературе, но и в ходе проведения режимных моментов (зарядки, приема пищи, прогулки, подготовки ко сну и пр.), индивидуальной работы с детьми. Они знакомят воспитанников с детской литературой, формируют у них интерес к книге и чтению, нередко используют детскую литературу как дидактическое средство и средство заполнения детского досуга. Развлекательная и воспитательная функции детской литературы позволяют это делать [7, с. 23].
Согласно периодизации детства, разработанной Л. С. Выготским [1], А. Н. Леонтьевым [6], Д. Б. Элькониным [16], в дошкольном возрасте ведущая деятельность — игровая. «Благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого и его общественно — трудовых функций, общественному изобразительному характеру воспроизводимых предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Именно в игровой деятельности формируется и развивается у дошкольника феномен чтения, в игре ребенок осознает себя и как личность, и как читателя. Начиная обучение чтению, взрослый должен придумать для дошкольника привлекательную роль (любимого литературного героя, сказочного персонажа и др.) и выбрать интересную форму занятия (путешествие в Буквоград, экскурсия по Читай-городу и др.) [13, с. 65].
Память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным [14, с. 149].
Основными методами работы с художественной литературой являются следующие:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
- Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
- Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей [3, с. 358].
Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с героем, позволяющее ребенку понять содержание литературного произведения, является тем вторым видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений — сказок, стихотворений и т. д. Значение мысленного действия для процесса запоминания отмечалось Р. И. Жуковской [3] [16, с. 212].
Одним из наиболее действенных приемов в процессе чтения художественной литературы для развития произвольной памяти детей является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога. Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово [15, с. 2].
Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка [15, с. 3].
Таким образом, можно сказать, что память состоит из процессов запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания. Все эти процессы связаны между собой, формируются в деятельности и определяются ею. К концу дошкольного возраста у детей появляется способность к произвольному запоминанию и воспроизведению. Произвольная память формируется тогда, когда перед ребенком стоит определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Более эффективно развитие произвольной памяти происходит, если цель запомнить чем-то мотивирована. Особенностью развития произвольной памяти детей 6–7 лет является то, что элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса, формируются сначала под контролем взрослого, а потом и самого ребенка.
Можно сделать вывод, что роль чтения художественной литературы в развитии ребенка подготовительной группы детского сада очень велика. Приобщение ребенка к чтению художественной литературы содействует всестороннему и гармоничному развитии личности. Так как в процессе чтения развивается речь, мышление, память, восприятие, внимание. Грамотный подход к выбору художественной литературы и организация процесса чтения (пересказ, чтение, инсценировка художественного текста) с детьми подготовительной группы детского сада будет способствовать развитию произвольной памяти детей, активизации их интеллектуальных способностей.
Литература:
- Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский Л. С. // Собр. соч. в 6 т. — Т.2. — Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 386–395.
- Житникова Л. М. Учите детей запоминать.––М.: Просвещение, 1985.-87 с.
- Жуковская Р. И. Запоминание и воспроизведение стихотворений маленькими детьми / Р. И. Жуковская // Дошкольное воспитание. — 1957. — № 12. — С. 37–41.
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / П. И. Зинченко // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М.: ЧеРо, 2000. — С. 465–476.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я. Л. Коломинский Я. Л., Е. А. Панько // — Москва: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. -- М.: Смысл, 2005. — 511с.
- Максимова С. И. Детская литература как источник знаний о ребенке и психологии детского возраста / С. И. Максимова //
- Детский сад от А до Я. — 2009. — № 3 (39). — С. 23–29.
- Максимова С. И. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста / С. И. Максимова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. — 2011. — № 2 (51). — С. 47–48.
- Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов / В. С. Мухина // — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов // — Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
- Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. Рад. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.
- Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.1 / О. А. Ахвердова., К. С. Гюлушанян., О. Н. Козлитина // — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. — 373 с.
- Трубайчук Л. В. Раннее обучение детей дошкольного возраста чтению и письму / Л. В. Трубайчук // Детский сад от А до Я. — 2009. — № 5 (41). — С. 64–70.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева // — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
- Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя / С. А. Шатрова // [Электронный ресурс]. Концепт. — 2015. — Профессиональное образование в системе дошкольного воспитания: проблемы и перспективы. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95118.htm (дата обращения: 23.12.2015).
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин // М.: Педагогика, 1989. — С. 363–404.
Ключевые слова
память, произвольная память, дошкольное детство, непроизвольная память, развитие памяти в процессе чтенияПохожие статьи
Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста
В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника
В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников
В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.
Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития
Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Похожие статьи
Педагогические условия развития смысловой произвольной памяти у детей дошкольного возраста
В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе целенаправленного обучения, условия ее развития.
Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка
В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры дошкольника
В статье раскрывается проблема художественной литературы как средства обогащения эмоциональной культур дошкольника. Обосновывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников
В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.
Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития
Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...