Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек
Автор: Морозова Людмила Геннадьевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 02.10.2016
Статья просмотрена: 889 раз
Библиографическое описание:
Морозова, Л. Г. Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ через использование серии обучающих дощечек / Л. Г. Морозова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 173-177. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1297/ (дата обращения: 15.11.2024).
Обучение дошкольников элементам грамоты — один из самых сложных процессов обучения в детском саду. Обусловлено это, прежде всего сложностью воспринимаемого материала детьми, в особенности — детьми с ОВЗ, затруднениями педагогов в подаче материала, недостаточной разработанностью и адаптированностью имеющегося методического комплекта пособий для работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Таким образом, перед педагогами возникает проблема постоянного поиска инновационных технологий и методических приемов по подготовке к обучениюграмоте детей с нарушениями функций ОДА. Достаточно интересными и эффективными в работе с детьми, на наш взгляд, являются обучающие дощечки, изготовленные своими руками, многие из которых являются авторскими разработками.
Цель комплекта обучающих дощечек состоит в развитии фонематических процессов и овладении детьми старшего дошкольного возраста навыками звуко — слогового анализа и синтеза через применение серии обучающих дощечек.
К преимуществам использования игрового комплекта относятся: доступность, простота и мобильность использования; разнообразие вариантов применения (НОД, совместная и самостоятельная деятельность детей); возможность использования пособий в работе с детьми с ОВЗ через осуществление коррекции моторных навыков у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, широкий спектр решаемых задач (помимо основной задачи развиваются цветовосприятие, пространственная ориентировка, зрительно — двигательная координация, внимание, в предметно — практическую деятельность включаются мыслительные операции).
Комплект обучающих дощечек включает 9 планшетов (дощечек):
- Обучающая дощечка «Забавные паутинки».
Способствует совершенствованию звукобуквенного анализа, гнозиса, фонематических процессов, пространственной ориентации, зрительного восприятия, а так же развитию мелкой моторики.
Рис. 1.
Обучающая дощечка «Забавные паутинки» представляет собой деревянный планшет (40х50см) с карманами для картинок (по 4 кармана с левой и правой стороны планшета). Рядом с каждым карманом вбивается один штырек (используем кнопки силовые с разноцветными шляпками). Каждая вставленная в карман картинка с левой стороны планшета должна иметь логическую связь с картинками правой стороны, которую детям предлагается установить и показать с помощью натяжения разноцветных резиночек на соответствующие картинкам штырьки.
Меняя изображения картинок, с помощью одного только планшета можно реализовывать множество целей и задач, направленных на обучение дошкольников азам грамоты, развитию фонематических процессов, обследование и развитие лексико-грамматического строя речи, а также многих других сторон развития и обучения детей [1].
Может быть использовано несколько вариантов игр:
- Подобрать символу звука картинку.
Цель: учить звуковому анализу слов — умению выделять звуки (гласные и согласные) из слова. Для этого детям предлагается назвать картинки с левой стороны планшета, определить звук в слове (в начальной, средней, конечной позиции слова) и соединить его с символом звука, размещенного в правой части пособия.
- Подобрать каждой букве картинку.
Цель: учить звукобуквенному анализу слов. С этой целью на планшете в карманы с левой стороны устанавливаются изображения букв (например У, А, Ы, О), а с правой стороны — картинки с любым изображением (лучше одной лексической группы), в названиях которых встречаются соответствующие звуки. Детям предлагается задание: при помощи натяжения резиночек подобрать каждой букве подходящую картинку.
- Обучающая дощечка «Тим иТом» (авторская).
Пособие используется на этапе ознакомления детей с понятиями «Твердый согласный звук», «Мягкий согласный звук». В дальнейшем применяется при решении задач совершенствования навыков дифференциации согласных звуков по твердости и мягкости.
Рис. 2.
Данное пособие представляет собой деревянный планшет размером 30*20 см, на котором размещены два домика для двух братьев Тима и Тома. Большой домик синего цвета предназначен для старшего брата Тома, который произносит звуки твердо и громко, что символизирует твердые согласные звуки. Маленький домик зеленого цвета — для младшего брата Тима, который произносит все звуки «очень мягко и нежно», что символизирует мягкие согласные звуки.
Варианты заданий.
- «Чья картинка: Тима или Тома?».
- «Рассели картинки по домикам».
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости — мягкости, совершенствование навыков звукового анализа слов.
Для этого детям предлагается набор предметных картинок, задача детей — определить, как произносится изучаемый звук: твердо или мягко в данном слове.
- Обучающие дощечки «Умная гусеница» (авторские).
Пособия способствуют развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов, учит характеризовать конкретный звук в слове, определять его позицию, способствует закреплению навыков слогового анализа слов, зрительного образа букв, профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики.
Рис. 3.
Пособия представляют собой деревянные планшеты 16х40см. На них размещается изображение гусеницы, состоящей из 4 кругов, на которых находится ряд «горлышек» с завинчивающимися крышками белого цвета диаметром 25 мм. Крышечек должно быть больше, чем «горлышек» на планшете. Для выкладывания звуковых схем слов верхнюю часть каждой крышечки необходимо покрыть краской (красной, синей и зеленой) или наклеить из цветной пленки фишку нужного цвета. Для составления слов их букв на каждой крышечке пишется буква (если гласная — красным цветом, если согласная — синим или зеленым).
Варианты заданий.
- Выложить звуковую схему слова (звуки слова обозначаются разноцветными фишками).
- Выложить слово из букв (слово выкладывается из букв).
- Определить позицию звука в слове (нужная крышка завинчивается в нужную позицию).
- Слоговой анализ (завинчивается нужное количество крышек в зависимости от количества слогов в слове).
- Обучающая дощечка «Звуковой паровозик» (авторская).
Дощечка представляет собой небольшой деревянный планшет (40*30 см.) с изображением паровозика с 5 вагонами и облаками дыма над каждым вагончиком.
Рис. 4.
Пособие используется на этапах совершенствования навыка звукового анализа слов через выделение начального звука, закрепляет умения детей в выкладывании слов из 3,4 5 букв по начальным звукам каждого слова, размещенного на пособии.
Ребенку предлагается дощечка с паровозиком, который везет определенные предметы — картинки. Задача ребенка состоит в том, чтобы «расшифровать спрятанное в грузе слово.
Варианты заданий.
- «Расшифруй слово по первым звукам».
- «Расшифруй слово по первым слогам».
- Обучающие дощечки «Собери бусы»(авторские).
Способствуют совершенствованию навыков звукового анализа слов, тренируют умение детей выделять начальный и конечный звуки из слов, синтезировать отдельные звуки в слово, совершенствуют развитие мелкой моторики и цветовосприятие.
Рис. 5.
Обучающие дощечки представляет собой узкий деревянный планшет (55*15 см.) с изображением отдельных бусин и разноцветных гвоздиков, размещенных вверху каждой бусины. Детям предлагается набор предметных картинок. Их задача состоит в том, чтобы соединить все бусинки резиночками определенного цвета в целые бусы и «разукрасить» бусинки картинками, таким образом, чтоб конец каждого слова являлся началом для последующего (кукла — ананас — сумка — арбуз и т. д.)
- Обучающая дощечка «Цветик— Семицветик»(авторская).
Представляет собой деревянный планшет размером 50*60 см. с изображением цветка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке и серединке размещен прозрачный кармашек для картинок и разноцветные гвоздики.
Рис. 6.
Данная обучающая дощечка эффективно используется на этапе формирования навыков звукового синтеза звукокомплексов, состоящих из двух гласных звуков, прямых и обратных слогов (на начальных этапах целесообразно использовать звуковые символы, затем буквенное обозначение звуков). Так же развивает мелкую моторику детей и представление о цвете.
Варианты заданий.
- Сначала ребенку предлагается соединить резиночкой определенного цвета лепесток нужного цвета с серединкой цветка, начиная движение от лепестков — к серединке, в результате чего ребенком поется обратный слог (ам, ом, ум, им, ым, ум и т. д.).
- В дальнейшем, предлагается соединять лепесточки с серединкой цветка, двигаясь от сердцевинки — к каждому лепестку. Так произносятся прямые слоги (ма, мо, му, ми, мы, му и т. д.).
- Обучающие дощечки «Выложи букву» (авторские).
Пособия представляют собой небольшие дощечки (20*30 см.), обтянутые разноцветной пленкой с размещенными прозрачными кармашками для букв и схем слов. Служит пособие для ознакомления дошкольников с образом букв, совершенствования навыков звукового анализа слов через определение позиции звука в слове, коррекции нарушенных моторных функций.
Рис. 7.
В большой кармашек помещается изучаемая буква. Задача детей выложить ее из стеклянных камушек Марблс или любого другого мелкого материала, например, природного (фасоль, бобы).
Таким образом, дети с интересом знакомятся с образом букв, легко их запоминают, у ребят совершенствуется ручная умелость и цветовосприятие.
Варианты заданий.
- «Выложи букву».
- «Звуковые прятки» (определить, в какой позиции в слове спрятался звук, обозначаемый данной буквой).
- Обучающая дощечка «Цифровая дощечка».
Направлена на развитие пространственной ориентации, зрительного восприятия, закрепление зрительного образа букв и цифр, способствует развитию мелкой моторики, профилактике дисграфии и дискалькулии.
Рис. 8.
Пособие представляет собой деревянный планшет (40х40см.) с девятью пластмассовыми штырьками разного цвета. Каждая кнопка-штырек пронумеровывается от 1 до 9.
С помощью набора тонких разноцветных резиночек и карточек с рядами цифр ребенок может конструировать на планшете различные изображения (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, предметы быта и др.).
С этой целью используются индивидуальные карточки. Каждая карточка состоит из двух сторон — лицевой и обратной. На лицевой стороне указан ряд цифр в определенной последовательности (последовательность цифр должна соответствовать правилам графического изображения букв по элементам). На обратной стороне карточки дается образец буквы, которую ребенок выкладывал (его следует показывать только после выполнения задания) [1].
Рис. 9.
- Обучающая дощечка «Звуковая деревенька» (авторская).
Пособие «Звуковая деревенька» используется на конечных этапах работы по подготовке к обучению грамоте и способствует закреплению полученных ранее навыков звуко — слогового анализа слов. Дощечка стимулирует развитие мелкой моторики, навыков зрительно — моторной координации, цветовосприятие и совершенствует обобщающие понятия «Фрукты» — «Овощи», «Сад» — «Огород».
Рис 10.
Данное пособие представляет собой деревянный планшет размером 50*60 см., на котором размещено сюжетное изображение «Деревеньки» с домиками (с разным количеством окон для обозначения односложных слов, слов с 2 и 3 слогами), огородом с грядками с выделенным овощем (для обозначения позиции звука в слове), фруктовым садом с различными плодами на деревьях (яблоки красного цвета — обозначают гласные звуки, зеленые груши символизируют мягкие согласные звуки, синие сливы — твердые согласные звуки). Рядом с каждым объектом располагаются гвоздики, при помощи которых строится дорожка по «Деревеньке» при помощи разноцветных резиночек.
Ребенок получает предметную картинку с отрабатываемым звуком. Его задача определить:
− сколько слогов в данном слове и поселить человечка в нужный домик, от которого начнет свой путь;
− в какой позиции находится изучаемый звук в данном слове и «проложить» свой путь к нужной грядке;
− дать характеристику отрабатываемому звуку в анализируемом слове (какой звук обозначает: гласный, мягкий согласный или твердый);
− на обратном пути ребенок пальчиками проходит по дорожке и самостоятельно подбирает слова с отрабатываемым звуком, с нужным количеством слогов определенной позицией.
Представленная серия дидактических пособий «Обучающие дощечки», состоящая из 9-ти деревянных планшетов разного вида и направленности: «Забавные паутинки», «Тим и Том», «Умная гусеница», «Звуковой паровозик», «Собери бусы», «Цветик — Семицветик», «Выложи букву», «Цифровая дощечка», «Звуковая деревенька» помогает в решении задач основных этапов подготовки к обучению грамоте старшего дошкольного возраста с ОВЗ, превращая трудоемкую и кропотливую работу в увлекательное занятие. Описанная серия обучающих дощечек эффективно способствует коррекции и развитию двигательной сферы детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Литература:
- Рюмина А. Б. Использование авторских разработок из серии «Обучающие дощечки» в работе с детьми 5–7 лет при развитии речи и обучении основам грамоты [Электронный ресурс] // logolife.ru: Логопедия для всех. URL: http://www.logolife.ru/tvorcheskaya-masterskaya-logopeda/obuchayushhie-doshhechki-pri-razvitii-rechi-i-obuchenii-osnovam-gramoty.html (дата обращения: 16.04.2016.)