Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Автор: Лоськова Нина Александровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 29.09.2016
Статья просмотрена: 265 раз
Библиографическое описание:
Лоськова, Н. А. Оптимизация взаимодействия дошкольной организации с родителями (законными представителями) воспитанников посредством официального сайта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / Н. А. Лоськова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1300/ (дата обращения: 15.11.2024).
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (далее — ДОУ) с семьей на сегодняшний день обусловлена требованиями современного развивающегося общества, стремительным развитием процесса информатизации и модернизации образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, где указано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155, подробно описаны условия сотрудничества образовательной организации с семьей.
п.1.6.9. Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
п.1.7.6. Стандарт является основой для: оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
п.3.1.6.Требования Стандарта к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее — Программы), где указаны требования, направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
п.3.2.1.8. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
п.3.2.5.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Таким образом, родителям (законным представителям) необходимо помнить, что ДОУ — только помощник в воспитании и образовании ребенка, что нельзя всю ответственность возлагать на педагогов и устраняться от образовательного процесса. Поэтому важной задачей деятельности ДОУ является необходимость нововведений в сотрудничестве с семьей, поиск новых форм, направленных на поддержку родителей (законных представителей) в вопросах воспитания детей, охраны и укрепления их здоровья, обеспечивающих вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В настоящее время ДОУ активно осваивают сеть «Интернет» как образовательное пространство и принципиально новую среду обитания. Здесь получают информацию, активно общаются, узнают новое. Это ведет к необходимости включения ДОУ в диалог, взаимодействие с участниками этого пространства, всеми участниками образовательного процесса. Одним из видов такого взаимодействия может служить официальный сайт ДОУ.
Сайт, официально — веб-сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое. Веб-сайты называются так, потому что доступ к ним происходит по протоколу HTTP.
Самый первый сайт в мире был создан в 1991 году 6 августа. Автором сайта был Тим Бернерс-Ли. Первой инфомацией, опубликованной на этом сайте было описание новой технологии World Wide Web.
Педагогическое взаимодействие посредством компьютерных телекоммуникаций в компьютерных сетях стало предметом исследований после зарождения Интернета в конце 1970-х гг., сети Национального научного фонда (National Science Foundation, NSFNet) в США в конце 1980-х, а в России в начале 1990-х гг. В научной педагогической литературе можно встретить как минимум три равнозначных понятия — информационное взаимодействие, сетевое взаимодействие (применительно к взаимодействию в сети Интернет), коммуникационное взаимодействие, которые по своей сути обозначают один и тот же процесс взаимодействия в сети Интернет.
Организация деятельности, функционирование официальных сайтов образовательных организаций осуществляется согласно статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание и введение официального сайта в сети Интернет, а также в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации организована работа по ведению официальных сайтов образовательных организаций».
Работа по организации и функционированию официального сайта предполагает несколько этапов:
- формирование творческой группы;
- знакомство с сайтами аналогичной направленности и их анализ;
- разработка концепции сайта, определение преследуемых целей;
- определение структуры сайта, числа и направленности разделов сайта;
- разработка стиля, дизайна сайта;
- заполнение сайта необходимыми материалами;
- размещение сайта на сервере;
- регистрация сайта на поисковых системах, в тематических каталогах;
- сопровождение сайта.
Создавая официальный сайт, необходимо понимать, что он должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы, как родителей (законных представителей), так и самой образовательной организации.
Наполняемость официального сайта, актуализация внимания родителей (законных представителей) к содержанию деятельности ДОУ посредством использования информационно-коммуникационных технологий удовлетворяет потребность в информированности о жизнедеятельности детей, создает атмосферу включенности родителей (законных представителей) в образовательный процесс, а также повышает статус самой образовательной организации.
Сайт объединяет процесс сбора, обработки, оформления, размещения информации в целях интерактивной коммуникации, представляет отражение различных аспектов деятельности.
В соответствии с законодательством официальный сайт должен содержать обязательные разделы, размещенные в специальном разделе. Страницы специального раздела должны быть доступны без дополнительной регистрации и содержать следующие подразделы:
- «Основные сведения» (дата создания организации, ее учредители, место нахождения организации и ее филиалов, режиме, графике работы, контактная информация);
- «Структура и органы управления образовательной организацией»;
- «Документы» (устав образовательной организации, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, план финансово-хозяйственной деятельности);
- «Образование» (реализуемые уровни образования, формы обучения, учебные планы, методические документы, численность обучающихся на бюджетных местах);
- «Образовательные стандарты»;
- «Руководство. Педагогический состав»;
- «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»;
- «Стипендии и иные виды материальной поддержки» (условия предоставления стипендий, наличие общежитий, плата за проживание, трудоустройство выпускников);
- «Платные образовательные услуги»;
- «Финансово-хозяйственная деятельность» (объем образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных средств и по договорам об образовании);
- «Вакантные места для приема (перевода)" (количество вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на бюджетные и платные места).
На усмотрение образовательной организации могут быть созданы разделы необязательные для размещения в соответствии с законодательством, но по мнению всех участников образовательного процесса также являющиеся актуальными, решающие определенные цели и задачи.
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления дошкольной образовательной организации в соответствии с функциональными обязанностями каждого должностного лица. Роль заведующего и старшего воспитателя — управление в зоне ближайшего развития социально — педагогического взаимодействия, поддерживающее педагогов и родителей в решении проблем, направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия.
Преимущества использования сайта во взаимодействии с родителями:
– минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
– возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы (с письменного согласия всех участников образовательного процесса);
– обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
– оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
– рост объема информации;
– обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
– оперативное получение информации;
– создание электронных газет, журналов.
Таким образом, семья и ДОУ на определенном этапе составляют для ребенка основную образовательную микросреду — образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием официального сайта, позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия ДОУ и семьи.