Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе ДОО
Автор: Кондратьева Наталья Вячеславовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 7296 раз
Библиографическое описание:
Кондратьева, Н. В. Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе ДОО / Н. В. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1313/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность использования педагогом актёрских умений в педагогическом процессе ДОО обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.
В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.
Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию [3]. При изучении педагогического творчества и активизации роли воспитателя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма — важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.
Основная цель, к которой должен стремиться каждый педагог при использовании актёрских умений в образовательном процессе это развитие и формирование нравственных качеств ребенка, через приобщение детей к лучшим традициям российской духовности.
С целью перед педагогом ставятся и следующие задачи:
- Развитие духовно-нравственной устойчивости и эмоционально-волевых качества личности ребёнка
- Развитие речи и навыков театрально — исполнительской деятельности.
- Создание атмосферы творчества.
- Сформированность основ театральной культуры как составляющей общей культуры личности: культуры речи, дикции, пластичности, чувства партнерства, умения убеждать;
Профессиональное мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. В связи с этим, в данной работе мы будем оперировать такими понятиями как «профессиональное мастерство», «педагогическое мастерство» и «педагогический артистизм».
Педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Актёрское мастерство педагога, его элементы.
Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит — требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог — одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его воспитанники соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель -эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакля — с другой. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.
Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на воспитанников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников (воспитанников) проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.
Воспитательные мероприятия будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии обучение и воспитание приведёт к развитию личности воспитанника.
Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих воспитанников.
Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К. С. Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог должен хорошо двигаться, владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т. п. Один из главных советов великого режиссёра — каждую обязанность стараться превращать в инициативу — это поможет педагогу избавиться от лишних конфликтов с воспитанниками, стрессов, обид и неприятностей [5].
Порой незначительная, на первый взгляд, грубость может вызвать у педагога и его воспитанников взаимное недовольство и обиды. Часто возмущение педагога бывает бесполезным, поскольку воспитанники его не понимают, эмоции педагога «не доходят» до их сознания, из-за чего он ещё больше нервничает. В таких случаях педагог должен уметь «разрядить» ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для её обсуждения более подходящий момент.
Первая встреча педагога со своими воспитанниками запомнится надолго, если педагог обладает способностью спокойно держаться, красиво говорить, быстро сближаться с ними, а также твёрдой уверенностью в себе и своих действиях.
Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и др.
Таким образом, психические процессы являются орудием, средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям и составляют психофизическую основу театральной педагогики
Элементы актерского мастерства впедагогической деятельности.
Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера — это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.
Первый элемент — наличие сверхзадачи.
Сверхзадача для актера — это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти). Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше).
В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:
‒ мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;
‒ ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);
‒ способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;
‒ проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;
‒ эмоциональные переживания педагога.
Второй элемент — физический и психологический тренинг.
Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливатьсяпосле физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие с учащимися с учетом их характера.
Третий элемент — умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.
Четвертый элемент — правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.
Пятый элемент — способность перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие восприятия у педагога. А. С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».
Итак, артистизм — это личностное качество педагога,которому присущи эстетические черты стиля жизни и деятельности. Это черты людей, творчески насыщенных и любящих свою профессию.
Творческий характер педагогической деятельности, является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. По мнению Ж. В. Вагановой творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний [4].
В отличие от в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Таким образом, на современном этапе развития ученые-педагогики все чаще стали уделять внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом педагогический артистизм, который сильно воздействует на личность ребенка. Основным организатор деятельности детей педагог должен овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма.
Литература:
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М Творческий центр, 2009.
- Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия». 2001.
- Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Тюмень, 1998. — 197c.
- Станиславский, К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. — М., 1955. — Ч. 2.
- Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»-2008.
- Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256с.