Педагогическое сопровождение детско-взрослого проекта-исследования «Обнимая небо крепкими руками…» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Кобылянская, Т. М. Педагогическое сопровождение детско-взрослого проекта-исследования «Обнимая небо крепкими руками…» / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1319/ (дата обращения: 20.12.2024).



Группа участников проекта-исследования:

Участники проекта-исследования: Машкина Соня — воспитанница ГБОУ «Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника», мама — Машкина Альбина Владимировна.

Руководители проекта-исследования: учитель-логопед Курмакаева Гуляндям Загриевна, воспитатель Кобылянская Татьяна Михайловна.

Замысел проекта-исследования:

Участие в проектной деятельности делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития, является мощным ресурсом для развития способностей и компетенции детей, необходимых для жизни в современном обществе. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Педагог, понимая детей, устанавливает контакт с ними, старается общаться с ними «на равных». Отталкиваясь от детских интересов и возможностей, он расширяет их зону ближайшего развития, поддерживает при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Совместный сбор материалов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Родители воспитанников убеждаются в том, что развитие ребенка — его интересов, способностей, его самостоятельности, инициативности, творчества в познании и самовыражении — является истинной ценностью. Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и яркой.

Мы часто с детьми проводим мероприятия, которые помогают понять важность и нужность различных профессий, говорят о разносторонности и многообразии интересов, стремлении познать неизведанное и новое. Это и круглые столы с участием педагогов, детей, родителей и других членов семьи, заседания детско-взрослого клуба «Задоринка», активное участие родителей в оформлении и проведении разнообразных тематических праздников, досугов, конкурсов. Родители Сони М. всегда охотно принимают активное участие в таких совместных мероприятиях.

Соня часто приносила из дома игрушки, модели, макеты, фотографии, рассказывала о маме, о ее необычной профессии, профессии бортпроводника. Она увлеченно рассказывала о поездках к прабабушке и прадедушке, которые живут на Алтае, о самолетах, на которых летала к ним. Дети с интересом слушали девочку, расспрашивали ее, задавали вопросы. Мы, педагоги, обратили внимание детей на то, что мир вокруг разнообразен, интересен, достоин познания и исследования.

Неподдельный, искренний интерес Сони М. к данному вопросу способствовал возникновению замысла исследовательского проекта и нашел отклик у семьи. Родители ребенка с пониманием отнеслись к идее осуществления данного замысла, так как у них уже был накопленный опыт по работе над исследовательским проектом «Прекрасное далеко».

Цель проекта-исследования: формирование у ребенка стремления к познанию окружающего мира, уважительного отношения к разным профессиям и создание в семье атмосферы творческого взаимодействия детей и взрослых.

Задачи проекта-исследования:

  1. Укрепление внутрисемейных отношений.
  2. Воспитание гордости и уважения к профессии мамы.
  3. Развитие познавательных способностей у ребенка.
  4. Развитие творческих способностей у ребенка.
  5. Создание условий для развития коммуникативной инициативы Сони М., ее способностей к совместной деятельности с взрослыми и детьми.
  6. Приобретение навыков поисковой деятельности.

Содержание работы по проекту-исследованию:

I этап. Подготовительный этап направлен на выявление возможности участия Сони М. впроекте

‒ Рассматривание предметов, которые Соня приносила из дома (игрушки, модели, книги, магниты).

‒ Беседы педагогов с детьми о важности разных профессий, средств передвижения.

‒ Чтение произведений художественной литературы, рассматривание фотографий, иллюстраций.

‒ Рассматривание семейных фотографий.

‒ Сюжетно-ролевые и дидактические игры.

II этап. Расширение знаний по данной теме

‒ Рассказы педагогов о разных профессиях, о важности и нужности этих профессий.

‒ Рассказы родителей о своих профессиях, о профессиях родных и близких.

‒ Поиск материала в художественной, справочной литературе и в Интернет пространстве, изучение найденного материала.

‒ Продуктивная деятельность по теме (рисование, аппликация, конструирование и др.).

‒ Экскурсии с родителями в музеи, на выставки.

‒ Консультирование мамы Сони Альбины Владимировны по работе над проектом-исследованием.

III этап.

‒ Оформление проекта, создание ширмы.

‒ Создание атрибутов (костюмов) к игре «Одень куклу».

‒ Конструкция аэропорта будущего (из ЛЕГО).

‒ Представление проекта-исследования в дошкольном отделении № 3 ГБОУ «Гимназия № 1590».

‒ Представление проекта-исследования на неделе науки в ГБОУ «Гимназия № 1590».

Результаты работы

Самым важным и ценным в работе над этим исследовательским проектом является то, что Соня М. занималась близким и интересным ей делом, реализовывала свою творческую инициативу при активной поддержке всех членов семьи. Создание поделок, атрибутов к игре, конструкция аэропорта будущего — это результат совместного творческого общения, плодотворного сотрудничества и сотворчества ребенка, семьи и педагогов.

Поиск материала, оформление и представление работы способствовали повышению уровня познавательной активности Сони М., приобретению навыков поисковой деятельности, развитию коммуникативной инициативы.

Изготовление поделок помогло воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к творчеству.

Аннотация детско-взрослого проекта-исследования

«Обнимая небо крепкими руками…»

Автор работы: Машкина Соня, логопедическая подготовительная группа № 2 ДО № 3 ГБОУ «Гимназия № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника» СОУО ДО г. Москвы.

Соавторы ируководители работы: Курмакаева Гуляндям Загриевна, учитель-логопед, Кобылянская Татьяна Михайловна, воспитатель.

Меня зовут Соня Машкина. На Международный конкурс «Проектная деятельность в детском саду — 2015» я хочу представить результат моего проекта-исследования «Обнимая небо крепкими руками…».

Мое исследование связано с изучением того, как готовят самолеты к полету, кто это делает, какая техника им в этом помогает.

Моя прабабушка и прадедушка живут очень далеко, на Алтае. Каждый год в гости к ним мы летаем на самолете. Самолет — это очень сложная и серьезная машина. Он похож на большую и сильную птицу. Очень много интересного об этих машинах рассказывает мне моя мама. Она — бортпроводник и летает на многих самолетах в разные страны. Но каждый раз, когда я захожу в самолет, у меня возникают все новые и новые вопросы. Мне любопытно и интересно узнать: Как поднимается в воздух такая большая машина? Кто управляет самолетом? Кто готовит еду для пассажиров? Почему осматривают людей и вещи перед посадкой? Кто и как помогает самолетам не сталкиваться в воздухе, ведь дорог и светофоров в небе нет?

Однажды я спросила маму, кто и как готовит самолет к вылету. И она мне рассказала, что в этом участвует очень много людей разных профессий. Это и авиадиспетчеры, и механики, и заправщики, и бортпроводники, и пилоты и много людей других профессий. И я подумала: как много должны знать и уметь эти люди, чтобы с их помощью в небо могла подняться эта большая и сложная машина!

У мамы есть много красивых журналов с фотографиями и рассказами о пилотах, штурманах, стюардессах, об их важной и ответственной работе. Я с интересом рассматривала эти журналы, слушала рассказы мамы о них. Вместе с папой мы рисовали самолеты, выкладывали взлетные полосы, строили красивые аэропорты, удобные для пассажиров, а с дедушкой и Тихоном придумывали разные игры.

В детском саду мы часто играем в игру «Одень куклу» и одеваем ее в разную одежду. Однажды мне захотелось, чтобы кукла стала стюардессой, потому что мне нравится профессия моей мамы. И я стала придумывать для нее разные костюмы. А воспитатели с радостью помогали мне в этом.

Я узнала много нового и интересного о самолетах, о людях, которые поднимают самолеты в небо. Но мне так хотелось увидеть своими глазами, как работают эти люди. И мама записала меня на специальную экскурсию. Надо только немного подрасти, до семи лет. Это совсем недолго. И я все увижу сама!

Основные термины (генерируются автоматически): самолет, исследовательский проект, профессия, ребенок, воспитательный процесс, детский сад, моя мама, поисковая деятельность, Проектная деятельность, Советский Союз.

Похожие статьи

Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Этот удивительный мир насекомых»

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Защитники души, неба и Земли» для воспитанников подготовительной группы

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Экономику»

План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Наш край родной в стихах и прозе»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Похожие статьи

Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Этот удивительный мир насекомых»

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Защитники души, неба и Земли» для воспитанников подготовительной группы

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Экономику»

План-конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Наш край родной в стихах и прозе»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Задать вопрос