Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только сердцем…» (экологические сказки и рассказы)
Авторы: Кобылянская Татьяна Михайловна, Курмакаева Гуляндям Загриевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 05.10.2016
Статья просмотрена: 1183 раза
Библиографическое описание:
Кобылянская, Т. М. Детско-взрослый проект «К природе прикоснуться можно только сердцем…» (экологические сказки и рассказы) / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1320/ (дата обращения: 16.11.2024).
Я сорвала цветок, и он завял.
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Л.Фесюкова
Проблема иактуальность: экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. А в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. А все живое, что нас окружает — растения, животные, насекомые, птицы, рыбы — одним своим присутствием украшают этот мир, являются истинными хозяевам той земли, которую человек успел обезобразить, загрязнить, разорить. И никто не может помешать помочь живому выжить, сохранить взаимосвязь явлений природы, вернуть земле красоту. Вовлекая детей в осознанно-правильное отношение к окружающей нас природе, мы развиваем в них чуткость, умение понимать другую жизнь, ее самоценность, побуждаем ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитываем готовность помогать делом. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность, в процессе которой ребенок получает конкретные познавательные навыки:
‒ учится наблюдать, рассуждать, планировать работу;
‒ учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
‒ работать в коллективе;
‒ развивать познавательные способности.
Поэтому участие детей в проекте «К природе прикоснуться можно только сердцем» позволит им максимально обогатить знания и представления об окружающей природе, развить связную речь, творческие способности и художественное воображение, совершенствовать навыки поисковой деятельности.
Цель: формирование экологической культуры у дошкольников в процессе создания сказок и рассказов о природе и окружающем мире.
Задачи:
‒ развитие познавательного интереса к миру природы;
‒ развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
‒ формирование умения видеть красоту природы, наслаждаться ею, пробуждать желание ее охранять;
‒ воспитание бережного и отзывчивого отношения к природе и окружающему миру;
‒ развитие эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания и воспитание экологической культуры поведения в процессе ознакомления с экологическими сказками и рассказами;
‒ совершенствование выразительности монологической и диалогической речи.
Участники проекта:
- Соломонова Аня,
- Брутян Мери,
- Назин Женя,
- Салагина Катя,
- Пустоселов Тимофей,
- Власова Катя.
Длительность проекта: среднесрочный (октябрь 2015г. — март 2016г.)
Дополнительно привлеченные кучастию впроекте лица (родители воспитанников):
- Туманова Наталья Александровна,
- Григорян Нвард Эдиковна,
- Назина Жанна Алексеевна.
Основной этап (описание проекта).
Во время работы над проектом мы знакомили детей с произведениями В.Бианки, М. Пришвина, Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Надеждиной, Н. Павловой, А Плешакова, Б. Чарушина, Г.Снегирева и многих других авторов, проводили различные беседы, заучивали загадки и стихи, наблюдали за живой и неживой природой на участке, организовывали сюжетно-ролевые игры, игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей.
Вся работа проводилась с целью формирования у дошкольников образа окружающего мира как собственного дома, общего для всех людей, который нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека на земле: и большого и маленького.
Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, рыбы, насекомые, о пользе и вреде многих растений, грибов, кустарников, деревьев, о силе медведя, ловкости белочки или рождении бабочки, стрекозы, божьей коровки, используя не сухие строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям, а увлечь, заинтересовать детей, не нарушая детскую тягу к познанию и удовлетворяя их неподдельное любопытство?
Таким занимательным средством обучения стала для нас экологическая сказка, ведь форма сказки, как никакая другая близка и понятна детскому восприятию. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те или иные явления в природе, учит детей научному видению природы, воздействуя не только на сознание, но и на чувства ребенка. Ведь через экологическую сказку в детях могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие к живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Для привлечения внимания и развития интереса, для получения детьми достоверных знаний и запоминания их, мы использовали экологические сказки различного содержания для детей старшего дошкольного возраста.
Это такие сказки: «Как человек приручил растения», «Маленькое желтенькое чудо», «История одной капли», «Бабушка Федора и Герань», «Про зиму», «Ручеек», «Букашечка» и многие другие. Они помогали детям постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека.
Огромным подспорьем нам стала книга Н. А. Рыжовой «Не просто сказки». Дети с восхищением слушали «Сказку о Человеке и Золотой Рыбке», с удовольствием придумывали конец сказки, затаив дыхание, следили за Травинкой, перебивая друг друга обсуждали содержание сказки «Жила была Река», с нетерпением ждали продолжения сказочной повести «Необыкновенная экспедиция, или в гости к опасным растениям» и вместе с Костей и Боровичком узнавали много нового и интересного.
Для того, чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретное знание о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть золотые лучи яркого солнца, синеву высокого неба, безбрежную гладь водного простора, сочную зелень цветущих трав, слышать красивое пение птиц, звон капели, шорох листвы, шум ветра... Эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающий мир и замечать прекрасное в обыденной жизни.
Сказки, рассказы, инсценировки, стихи помогли детям не только почувствовать красоту родной земли и полюбить ее, но и увидеть небрежное и пагубное отношение человека к природе. И очень важно было в этот момент научить детей размышлять и сопереживать, анализировать и понимать, к чему приводит такое отношение. Мы предлагали детям творческие задания и игры, проводили викторины, экологические часы, вовлекали родителей в дело приобщения детей к «экологическому творчеству», сотворчеству при составлении экологических сказок, потому что у многих детей родились замыслы своих сказок про природу.
Аня Соломонова часто самозабвенно рассказывала о цветах, которые растут у них на подоконнике. Это были прекрасные орхидеи. У детей к Ане появлялось много вопросов: Что это за цветы? Где они растут в природе? Какие бывают орхидеи? Трудно ли за ними ухаживать?
Эти вопросы поставили девочку в затруднительное положение. Наше предложение узнать побольше об этих необычных цветах и рассказать потом о них детям вдохновило Аню и ее родных. Совместный поиск материалов увлек всех членов семьи и воплотился в интересный познавательный исследовательский проект «Орхидея».
А сказка «Кот Вася и Орхидея» вошла в нашу экологическую копилку.
«Кот Вася и Орхидея»
Коту Васе очень хорошо жилось в доме Ани. Его все любили, баловали, говорили ему ласковые слова: котик, лапушка, пушистик, Мурлыка... В эти минуты кот чувствовал себя самым счастливым котом на свете. В ответ он нежно лизал Аню за нос, крепко прижимался к ней, терся об ноги, мурлыча себе под нос свои кошачьи мелодии.
Кот очень скучал, когда Аня уходила в детский сад. Как только за ней закрывалась дверь, Васька тут же забирался на подоконник и провожал Аню долгим влюбленным взглядом. Места на подоконнике было много, можно было и походить, и полежать, и растянуться. Кот чувствовал себя настоящим хозяином подоконника.
Но однажды все изменилось. На подоконнике появилось несколько горшочков с маленькими хрупкими ростками. Возмущению кота не было предела. Он попытался скинуть их с подоконника. Но Аня так строго посмотрела на него, что он не решился сделать это. Видно, что они были дороги девочке. Она часто подходила к нежным росткам, тихо разговаривала с ними, бережно поливала их, обращалась с ними как с живыми.
Коту стало любопытно: что же в них хорошего? Их даже не видно из горшка, а Аня так заботится о них...
Проходили дни, и кот заметил, что ростки изменились: они стали крупными блестящими листочками с длинным крепким стеблем с маленькими бутонами. С каждым днем бутоны становились все больше, менялся их цвет.
И вот однажды кот замер от неожиданности: на него смотрел удивительный цветок необычайной красоты. Его нежные бледно-розовые лепестки были очень похожи на теплые лучики утреннего солнца. Кот закрыл глаза от блаженства и услышал, как цветок поет тихую, ласковую, завораживающую песню. Васька, сам того не замечая, стал подпевать цветку. И это пение слилось в единую волшебную мелодию. Рядом с таким чудом коту уже не было тесно на своем подоконнике. Он даже подумал: как можно было жить без этих удивительных цветов? И кот был искренне благодарен Ане за такое прекрасное соседство.
А Мери Брутян стала приносить рисунки с изображениями фиалок. Они у нее росли на полянках, красовались на подоконниках, смотрели на нас из небольших ярких букетов. Однажды девочка попросила послушать придуманную ею и мамой сказку о мечтательной фиалке.
«Мечтательная фиалка»
Букет фиалок подари мне,
Я так люблю их аромат!
И чудо сказку расскажи мне,
Поверь! Я очень буду рад!
На лесной полянке росло много ярких цветов. Среди них рос один очень нежный, милый, лиловый цветочек. Это была скромная фиалка. Ей было очень скучно одной, она чувствовала себя одинокой, и ей хотелось иметь много-много друзей.
А неподалеку от этой поляны жила добрая Фея. Она очень любила травы, цветы, деревья, часто с ними разговаривала и знала тайны каждого из них. Знала она и о мечте лиловой фиалки. И Фея решила помочь ей.
Однажды Фея пошла в лес и остановилась перед фиалкой. Она взмахнула своей волшебной палочкой, и на поляну полились капли волшебного дождя. Они напоили землю чудесной влагой и вокруг фиалки появилось много новых и красивых цветов. Они окружили ее пестрым хороводом. Каждый из них хотел стать другом прекрасной фиалки. Так добрая Фея исполнила заветную мечту цветка и подарила счастье общения, дружбы и освободила от одиночества.
Зимние морозы солнышко прогнало,
Хрупкая фиалка на полянке встала,
К солнцу синий венчик тянется упрямо,
Первую фиалку я сорву для мамы.
Однажды Женя Назин принес в группу небольшую коробочку. В ней было много разных белых комков. Дно было серебристым и напоминало лед. Женя увлеченно стал рассказывать об удивительных превращениях снега. Это был настоящий исследовательский проект.
А наши рассказы о ближайших парках, отдых с родителями в выходные дни, наблюдения за окружающим миром стали прекрасным поводом, благодатной почвой для создания стихотворения о природе. Каждый ребенок старался придумать неповторимые сочетания слов, красивые фразы, проникнутые неподкупной глубиной детской философии...
Любимый парк.
Есть в нашем парке пруд широкий,
Там рыбки плещутся, резвясь.
Там утки в домиках высоких
С утятами встречают нас.
Там травы буйно зеленеют,
Ромашки с кашками цветут,
Березки нежные белеют,
Дубы могучие растут.
А ивы шепчутся игриво
На гладь, как в зеркало, глядясь.
Их ветви падают красиво
В зелены косы заплетясь.
Там на ветвях сосны высокой
Бельчонок с мамой ждет орех.
Там бабочек красивых много,
Повсюду слышен детский смех.
Там каждый миг наполнен счастьем,
Восторгом полнится душа.
И в этом парке нет ненастья,
В нем только свет и доброта.
И солнца луч в воде играя
Как будто шепчет не спеша:
Природа милая, родная,
Для всех, как мама, хороша.
Тебя окружим мы заботой,
И каждый листик сбережем.
Деревья новые посадим,
И вместе с ними подрастем!
Тебя, наш парк, мы не забудем!
Наш милый парк, наш добрый дом!
Заключительный этап (выводы).
В ходе работы над экологическим проектом:
‒ У детей развился познавательный интерес к миру природы, развивались навыки наблюдения, исследования, умение анализировать, выделять главное и обосновывать свое мнение.
‒ Они вместе с родителями учились добывать ответы на интересующие их вопросы в книгах, энциклопедиях, интернет-пространстве.
‒ Дети стали лучше понимать взаимосвязь в природе и место человека в ней, теоретические знания подкреплялись работой в рабочих тетрадях «Окружающий мир» из серии «Школа для дошколят».
‒ Добрые экологические сказки и лирические стихи о природе научили детей видеть красоту природы, наслаждаться ею, беречь и охранять окружающий мир, помогали детям в увлекательной форме понять суть экологических проблем.
‒ Инсценировки, разучивание стихотворений, пословиц, загадок, пересказы экологических сказок и рассказов, придумывание новых сюжетов совершенствовали выразительность монологической и диалогической речи детей. У них появились навыки публичного выступления.