Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой
Авторы: Иванова Наталия Михайловна, Токмакова Наталия Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.10.2016
Статья просмотрена: 1611 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Н. М. Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой / Н. М. Иванова, Н. В. Токмакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1333/ (дата обращения: 19.12.2024).
В отечественной дошкольной педагогике музыкальный фольклор рассматривается как важнейшее педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой своего народа. Народные песни, колыбельные, хороводные и игровые припевки, байки, потешки, пестушки, заклички, запевки, наигрыши, вызывая у детей яркие положительные эмоции, раскрывают социальную сущность явлений и событий, происходящих в жизни народа; формируют выраженный устойчивый интерес к народной культуре. Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа. Кроме того, музыкальный фольклор становится основой для развития творчества детей, проявляющегося в придумывании песен, хороводных игр с музыкальным сопровождением, плясок и др.
В Словаре музыкальных терминов музыкальный фольклор (народная музыка) определяется как вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное коллективное творчество народа, опирающееся на исторически складывающиеся и постоянно развивающиеся традиции различных групп и слоев населения. Народная музыка слагается и передается устно от исполнителя к исполнителю, от поколения к поколению, образуя так называемый традиционный фольклор. Исполнители народной музыки: кобзари, гусляры, скоморохи, лэутары, ашуги, акыны, кюйши и т. д. — изменяют форму народной музыки в соответствии с требованиями современности, сохраняя ее национальную самобытность [4].
Выделяют следующие основные виды музыкального фольклора: песни (в т. ч. свадебные, обрядовые, колыбельные, сезонные и др.; пестушки, потешки, запевки, попевки, заклички), эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Все эти виды фольклора доступны для восприятия и исполнения детьми старшего дошкольного возраста.
В диссертационномисследовании Е. Г. Борониной процесс приобщения старших дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора определяется как «особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр» [1, с. 4].
Автором определены следующие педагогические условия эффективности приобщения дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора.
- Педагогический процесс по овладению культурой народа должен быть организован через ознакомление дошкольников с фольклором в широких контекстных связях, а не только в ситуациях концертной направленности.
- Целесообразно овладение музыкальным фольклором в его региональной специфике.
- Важно сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора [1, с. 7].
В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора важно учитывать единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, поэтому необходимо сформировать у детей круг определенных знаний и представлений о музыкальном фольклоре, положительное эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, а также обеспечить активное участие старших дошкольников в разных видах деятельности, предполагающей по своему содержанию использование музыкального фольклора.
Мы считаем, что музыкальный фольклор становится эффективным педагогическим средством ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой, если в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой используются разнообразные формы совместной деятельности взрослых с детьми (у Е. Г. Борониной — сотворчество детей и взрослых в условиях «проживания» фольклора). Это могут быть следующие формы: непосредственно образовательная деятельность; праздники и развлечения, в т. ч. обрядовые, народные, сезонные; слушание народной музыки; викторины; коллекционирование; игры-путешествия; познавательно-исследовательская деятельность; дидактические игры; экскурсии в музеи, на тематические выставки; музыкальные гостиные т др.
С целью подтверждения эффективности использования музыкального фольклора как педагогического средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Лесовичок» городского округа город Буй Костромской области. Общее количество детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе,составило 52 человека; среди которых была выделена экспериментальная группа 25 детей и контрольная группа 27 детей. Кроме того, в опытно-экспериментальной работе участвовали воспитатели групп, музыкальный руководитель. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы составило 57 человек.
Опытно-экспериментальная работа проходила в нескольких этапов. На первом, констатирующем этапе, выявлялись представления детей старшего дошкольного возраста о русском музыкальном фольклоре. Кроме того, был разработан проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора». Второй этап включал проведение формирующего эксперимента, содержанием которого стала реализация проекта по приобщению старших дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора. На третьем, контрольно-аналитическом этапе, проводилась повторная диагностика, обработка, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
На первом этапе с целью выявления у детей старшего дошкольного возраста представлений о русском музыкальном фольклоре был проведен индивидуальный опрос детей экспериментальной и контрольной групп.
Испытуемым было предложено ответить на следующие вопросы.
- Знаешь ли ты, что такое фольклор?
- Знаешь ли ты какие-то жанры фольклора? Назови.
- Знаешь ли ты произведения музыкального фольклора? Назови.
- Можешь ли ты исполнить что-нибудь из музыкального фольклора?
- Хотел (а) бы ты познакомиться с русским музыкальным фольклором? С музыкальным фольклором Буйского район, Костромской области?
Количественный анализ результатов опроса показал следующее: 100 % детей экспериментальной и контрольной групп не смогли объяснить, что такое фольклор; дети не назвали ни одного фольклорного жанра, ни одного произведения музыкального фольклора. При этом познакомиться с музыкальным фольклором изъявило желание 84 % детей экспериментальной группы и 74 % детей контрольной группы. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста также показало, что дети в самостоятельной деятельности практически не используют музыкальный фольклор. Таким образом, результаты начальной диагностики обусловили необходимость проведения систематической работы, направленной на использование музыкального фольклора как педагогического средства ознакомления старших дошкольников с народной культурой. Содержанием опытно-экспериментальной работы, проведенной на этапе формирующего эксперимента, стала реализация детско-взрослого, исследовательско-творческого долгосрочного проекта «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора». Реализация проекта осуществлялась в течение 6 месяцев. Участниками проекта стали дети подготовительной к школе группы, воспитатели музыкальный руководитель, родители воспитанников группы.
Целью проекта стало ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора. В ходе реализации проекта решались следующие задачи: пробуждать интерес к истории и культуре России и родного края; формировать начала исторических знаний детей; познакомить детей с народными традициями и музыкальным фольклором Буйского района и Костромской области; формировать у детей умения находить самостоятельные пути познания окружающего мира; воспитывать интерес к музыкальному фольклору как части народной культуры и истории родного города; развивать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость детей старшего дошкольного возраста.Продуктами проекта стали фольклорный праздник «Красны девицы и добры молодцы», а также интеллектуальная игра — викторина «Знатоки народной культуры России и родного края».
Проект включал 16 тем, таких как «История старинных вещей» (в т ч. народных музыкальных инструментов), «Связь времен. Деревенские посиделки», «Семейные традиции», «Встречаем весну. Авдотья-плющиха», «На Егорьев день веселье», «Хороводы Буйского района» и др. В ходе реализации проекта использовались различные формы совместной деятельности взрослых с детьми, а именно: народные и обрядовые праздники и развлечения, посиделки в музыкальной гостиной, обходы-величания, игры-путешествия, проблемные ситуации; моделирование; исследовательская деятельность и коллекционирование; слушание фольклорных произведений, просмотр видеозаписей и др. Особенностью организации этих форм совместной деятельности стало широкое использование музыкального фольклора Буйского района и Костромской области, отражающего региональную специфику. Музыкальный фольклорный репертуар, исполняемый детьми и взрослыми в ходе различных мероприятий, включал сезонные песни и заклички; русские народные песни Костромской области;кадрильные, колыбельные, обрядовые песни;частушки; хороводы; наигрыши: «Ты не радуйся, сырой дуб», «По лугу-лужечку», «Я у калины стояла», «Выходили красны девицы», «Стой, постой, цастой березник», «На горушке, на горе», «Да на улице хоровод» и др.
Результаты повторного опроса, проведенного на этапе контрольного эксперимента, свидетельствуют о выраженной положительной динамике в экспериментальной группе (96,8 %.). Дети уверенно перечисляли жанры фольклора, называли и исполняли произведения музыкального фольклора Костромской области, рассказывали о традициях и праздниках, связанных с тем или иным музыкальным фольклорным произведением.
Динамика контрольной группы составила 7 %.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность использования музыкального фольклора как педагогического средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой.
Литература:
1. Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: Автореферат дис… канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Е. Г. Боронина. — М., 2007–23с.
2. Костромские песни и наигрыши. Выпуск 2. Календарно-приуроченные песни различных жанров. Сост., записи и нотации Т. В. Кирюшиной — Кострома, 2001.
3. Песенный фольклор. — [Электронный ресурс]. — URL:http://kodnt.ru/entsiklopediya-kostromskogo-folklora/traditsionnye-narodnye-pesni-i-instrumentalnoe-ispolnenie
4. Словарь музыкальных терминов. — [Электронный ресурс]. — URL: http://muzuchitel.com/terms.php?slovo=959
5. Телевизионный проект «Дорогами народных традиций». — [Электронный ресурс]. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=7wBxQVlGKvY&inde