Формирование толерантности — первый шаг к инклюзивному образованию
Автор: Грошева Татьяна Рудольфовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.10.2016
Статья просмотрена: 378 раз
Библиографическое описание:
Грошева, Т. Р. Формирование толерантности — первый шаг к инклюзивному образованию / Т. Р. Грошева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1336/ (дата обращения: 15.11.2024).
Пожалуй, каждому руководителю детского сада, который посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, приходилось слышать следующие реплики от родителей: «А мы будем ходить в нормальную группу?», «А можно посмотреть, что за дети в этой группе?», «У вас тут дети с отклонениями, они будут не рядом с моим ребенком?» и пр.
Признавая необходимость разрушения стереотипов в обществе, в сознании людей, в предотвращении дискриминации детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в нашем детском саду был разработан проект «Формирование положительного образа ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Долгосрочная цель проекта: изменение отношения общества к инвалидности и детям с любой формой ОВЗ.
Перечислим основные информационные ресурсы, которые возможно использовать для достижения этой цели.
Первое направление. Подготовка собственных информационных материалов.
Для каждой из целевых групп (родители воспитанников групп общеразвивающей направленности, родители групп компенсирующей направленности, потенциальные (будущие) родители, воспитанники детского сада) готовится отдельный текст.
Так, в материале для родителей детей с нормативным развитием основной акцент можно сделать на том, как важно воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Что это даст в воспитании их детей, какие положительные черты личности формируются благодаря воспитанию толерантности.
Для родителей детей с ограничениями в здоровье основным моментом может стать информация об особенностях детей с различными ограничениями здоровья, об условиях получения ими образования, о перспективах и прогнозе обучения.
Для воспитанников детского сада важно представить информацию о том, что нет различий между детьми, что независимо от возможностей здоровья, все дети любят играть, рисовать, общаться и п.
Плакаты, буклеты и брошюры даже в эпоху всеобщей компьютеризации остаются одним из наиболее действенных способов наглядной агитации. В идеале, в арсенале учреждения должен быть целый пакет печатных материалов, каждый из которых рассчитан на определенную аудиторию.
В них рассказывается о целях и задачах дошкольного учреждения, основных направлениях работы, приводятся данные по контингенту воспитанников. Простым и доступным языком даются основные факты о детях с ОВЗ, об их проблемах и каким образом эти проблемы решались бы легче, если бы люди более терпимо относились к детям — инвалидам.
Отдельно необходимо сказать несколько слов о периодических изданиях — журналах, газетах, а также ссылках в интернете на деятельность детского сада.
Как известно, издательство статей в периодической печати — ресурс дорогостоящий. Время от времени можно задействовать и его, т. к. рассчитан он на большую аудиторию.
Однако наиболее выгодными, с финансовой точки зрения, являются публикации статей в сборниках научно — практических конференций, на интернет — сайтах организаторов таких мероприятий. Важно, при этом, знакомить родительскую общественность с такого рода публикациями, распространив ксерокопии статей в группах, разместив на сайте учреждения и предоставив ссылки на те интернет сайты, где также опубликованы аналогичные статьи специалистов детского сада.
Еще один вариант недорогого и качественного представления информации — подготовка специализированных (тематических) CD-дисков. Однако его недостатком является то, что, в отличие от журнала, который можно пролистать сразу же после встречи, для ознакомления с материалами диска человеку нужно будет сесть за компьютер, потратить определенное количество рабочего времени, а главное, не забыть про него сразу же после встречи. То есть диск имеет смысл распространять среди тех, кто имеет достаточно сильный интерес к проблеме, а именно — среди родителей детей — инвалидов и детей с ОВЗ.
В настоящее время сайт становится лицом дошкольного учреждения, его визитной карточкой.
На сайте нашего учреждения создан раздел «Особое детство». В нем выделено несколько подразделов, которые включают информацию о детях с ОВЗ, их проблемах и особенностях образования; о важности совместного обучения и нахождения в среде сверстников, как для детей с нормативным развитием, так и для детей — инвалидов; размещены видеоролики социальной направленности (здесь мы используем возможности Интернета).
Не менее значима и интернет школа для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Здесь даются практические советы не только по воспитанию и обучению детей, но и, например, шаги по оформлению инвалидности, приводятся полезные ссылки на интернет — ресурсы, даются координаты медицинских учреждений и пр.
Использование и создание аудио- и видеопродукции.
Создание аудио- и видеотек позволяет использовать интересные программы, сюжеты в течение продолжительного времени и в разных аудиториях, как для привлечения внимания к проблемам толерантности, так и для образовательных и просветительских целей.
2 направление. Проведение акций.
Речь идет не собственно о подготовке и проведении акций, а о специфике информационного наполнения и освещения такого рода мероприятий. Зрелищность акции, несомненно, очень важна, но этого недостаточно. Важно помнить, что основная задача — достижение конкретного результата. Например, положительное отношение родителей нормативно развивающихся детей к совместной деятельности с детьми с ОВЗ.
Вот почему одним из традиционных мероприятий стала акция «Шаг навстречу». Она была организована в виде дня открытых дверей.
Акция была тщательно спланирована. На подготовительном этапе была размещена информация в группах о проведении Дня открытых дверей. Вниманию родителей предлагались различные информационные материалы, рассказывающие о проблемах детей — инвалидов, детей с ОВЗ, о необходимости поддержки людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Был представлен план проведения Дня. Мероприятия этого плана смогли заинтересовать родителей разных детей.
Акция началась с общего собрания, посвященного вопросам воспитания толерантности к людям — инвалидам; были представлены видео — ролики социальной направленности; раскрыты задачи образования детей с ОВЗ. Далее родителям предлагался просмотр разных видов деятельности с участием детей групп компенсирующей и общеразвивающей направленности; психологический тренинг толерантности; спортивные состязания детей и родителей разных групп и пр. Закончился день общим концертом, на котором представляли свои таланты воспитанники детского сада.
Основная цель была достигнута. Родители смогли убедиться, что дети с ОВЗ — это такие же дети, как и все остальные, но которым требуется больше поддержки, заботы и внимания, чем детям без проблем в здоровье.
3 направление. Работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ.
Появление ребенка с проблемами в семье является для его родителей чрезвычайно сильным психотравмирующим фактором. Одни родители полностью справляются с новой жизненной ситуацией, обеспечивая ребенку и себе возможности социальной интеграции, другие родители остаются в состоянии социальной изоляции.
Информационное сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ является одним из важных направлений работы детского сада.
Учитывая специфику учреждения, нетрудно понять, что некоторые родители идут в детский сад, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Поэтому мы понимаем, насколько важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им расположение и доверие по отношению к детскому саду.
При первой встрече с родителями, получившими место в группе компенсирующей направленности, помимо устной информации, родителям предлагаются памятки, в которых дана информация по коррекционному сопровождению детей: перечислены специалисты, виды деятельности, алгоритм сопровождения. В памятке представлена ссылка на сайт учреждения, на котором можно подробно ознакомиться с деятельностью детского сада, получить консультации специалистов, задавать вопрос и получить ответ на волнующие вопросы, связанные с обучением детей. Все это позволяет родителям составить первое представление о работе учреждения и его сотрудниках. Также предлагаются отзывы родителей выпускников с ОВЗ, которые несколько лет назад шли в детский сад с такими же сомнениями.
Далее в работу с родителями подключаются специалисты. Наиболее актуальными формами работы логопеда (дефектолога) с родителями считаются индивидуальные консультации, собеседования по динамике развития ребенка, практические занятия по обучению приемам коррекции, распространение памяток и буклетов с практическими советами по развитию детей и решению важных проблем воспитания детей с ОВЗ и т. д. Другими словами, эффективность взаимодействия специалиста с родителями обусловлена индивидуализированным подходом к данной работе.
Большое внимание в работе воспитателя уделяется наглядно-информационным формам работы: оформление визиток группы, папок — передвижек, тематических консультаций, педагогических бюллетеней, семейных газет, фотоальбомов, календарей событий и т. д. В группах организованы библиотечки для родителей, папки консультаций специалистов дошкольного учреждения, предлагаются прайс-листы магазинов, которые ориентируют родителей в большом разнообразии игр и детской литературы.
Психологическое направление реализуется в деятельности педагога-психолога. На основе результатов диагностики определяется работа по оказанию родителям психологической консультативной и коррекционной помощи, которую психолог осуществляет через подгрупповые, индивидуальные консультации, организацию психологических тренингов, распространение печатной информации, литературы среди родителей.
4 направление. Организация работы с воспитанниками.
Каким же образом дети — инвалиды взаимодействуют с детьми общеразвивающих групп или групп для детей с ЗПР? И какие информационные ресурсы оказываются задействованы?
- Совместная игровая деятельность. Не менее 2 раз в неделю дети объединяются в специально оборудованной комнате для проведения сюжетно — ролевых игр. Предметное оснащение помещения соответствует возрастным и психическим особенностям детей с нормативным и нарушенным развитием. Во время игровой деятельности дети общеразвивающих групп выполняют не только роли по сюжету игр, но и роли — педагогов — наставников, помогающих детям — инвалидам вступать в простейшие взаимодействия по ходу игры. Конечно, вся деятельность ведется под ненавязчивым наблюдением воспитателей и учителя — дефектолога.
- Совместная продуктивная деятельность. Не менее 2 раз в месяц дети общеразвивающих и специализированных групп объединяются в ИЗО — кабинете для выполнения совместной работы — аппликации, рисования и пр. Замысел коллективной работы таков, что есть приложение сил для разных ребят. Пока «обычные» дети выполняют более сложную часть работы, «особенные» дети выполняют часть работы, которая дополнит основную. В ходе совместной деятельности ребята помогают детям — инвалидам в изготовлении каких — либо деталей, частей работы, принимая на себя не только роль помощников («рука — в руке»), но и роли инициаторов общения.
Надо сказать, такие совместные работы неоднократно становились лауреатами и победителями различных городских и международных конкурсов детского творчества
- Совместные прогулки, развлечения, праздничные мероприятия, театрализованные мероприятия.
Совместная творческая деятельность способствует формированию у ребенка с особенностями развития модели здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной творческой деятельности с особенными детьми, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
5 направление. Организация работы с педагогами.
Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.
В прошедшем учебном году мы впервые провели семинар «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования».
Задачи семинара:
‒ формирование у педагогов установок на толерантное отношение к детям с ОВЗ;
‒ формирование педагогической толерантности у педагогов;
‒ вооружение педагогов знаниями и умениями формирования толерантности у детей.
Содержание семинара включало: блиц — опрос по толерантности, тесты на толерантность, определение методов, форм и приемов формирования толерантности у дошкольников.
Итоги работы семинара были размещены на сайте учреждения; по детскому саду были распространены информационные листки среди родителей о проведенном мероприятии.
Таким образом, работа, проводимая в рамках проекта, способствует просвещению широкой общественности о проблемах, особенностях, потребностях, способностях и перспективах развития детей с ОВЗ, что ведет к формированию положительного образа ребенка-инвалида.