Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 521 раз

Библиографическое описание:

Ерёменко, Т. И. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста / Т. И. Ерёменко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1338/ (дата обращения: 17.10.2024).



Существует несколько определений семьи:

Во-первых, семья — это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семья — это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это модель общества, с помощью которой он входит в мир. Любовь и забота мамы — источник развития ребенка. Мама и папа — самые близкие люди, по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви воспитывается нравственное поведение, только любовь научит любви.

Во-вторых, семья — социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. [1, с. 8] Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. Ребенок сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения и ощущает свою связь с семьей на протяжении всей своей жизни.

Основные условия успешного семейного воспитания

1) Любовь к ребенку

2) Авторитет родителей

3) Режим дня

4) Контроль родителей за качеством выполнения поручений

5) Учет индивидуальных особенностей ребенка, возраста и пола

6) Наблюдение за взаимоотношениями своих детей с товарищами

7) Формирование интереса к художественной книге

Семья — это первая школа общения ребенка.Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального обучения имеют решающее значение в формировании нравственных, моральных качеств в воспитании человека. [2,с.224]

Ребенок поступает в детский сад, родители передают его в руки педагогов детского учреждения. Условием эффективного воспитания является единство требований со стороны всех взрослых в семье и детском саду. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое образовательное пространство развития ребенка возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Правовой основой взаимодействия с родителями является следующие правовые документы:

– Конституция РФ. П.4, ст.43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством.

– Семейный кодекс РФ ст.63

– Закон об образовании ст.44 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»

– Устав ДОУ

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обратимся к «Закону об образовании»: органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. [3, с.44]

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.ДОУ обязано информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования. [4,с.3]

Педагогами ДОУ создаются условия для участия семьи в образовательной деятельности: через анкетирование родители привлекаются к разработке основной образовательной Программы ДОУ. Педагоги поддерживают родителей в воспитании детей, обеспечивают вовлечение семей в образовательную деятельность посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Что сегодня должен учитывать учитель-логопед и все педагоги дошкольного образования во взаимодействии детского сада с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования?

  1. Включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом.
  2. Изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.

Цель работы учителя-логопеда развивать педагогическую компетентность родителей, помогать им в вопросах воспитания и развития ребенка, привлекать их к сотрудничеству.Консультативная и практическая помощь родителям по проблемам коррекции и развития ребенка активизирует и развивает воспитательные умения родителей. Взаимодействие с родителями в группах компенсирующей направленности строится на доброжелательности, систематичности, плановости. Для изучения семьи используются методы изучения и наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, логопедическое обследование уровня развития речи ребенка, беседы индивидуальные с ребенком и родителем.

Чтобы лучше узнать семьи своих воспитанников, родителям предлагается заполнить социальный паспорт семьи и ответить на вопросы анкеты, чтобы разобраться, что для родителей представляет интерес, выяснить проблемы послушания, культуры поведения, детской игры, страхов, агрессивности. Родители говорят о проблемах. Значит в воспитании ребенка — будущего гражданина они заинтересованы. Наша задача помочь им в этом деле. Задачи взаимодействия семьи и учителя-логопеда совпадают: обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Форма сотрудничества семьи и педагогов наполняется новым содержанием. Родители становятся участниками педагогического процесса, они введены внутрь этого процесса.

Это достигается введением новых форм и технологий взаимодействия: конкурсы; совместные праздники, досуги, развлечения, круглые столы, совместные образовательные проекты, участие в поисково-исследовательской деятельности. Занятия по художественному творчеству, работа по развитию мелкой моторики рук, работа по автоматизации звуков в речи ребенка продолжаются родителями дома по рекомендации учителя-логопеда. Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учётом следующих требований:

– упражнения должны учитывать принцип ведущей деятельности игры;

– закреплять изученный на логопедических занятиях материал;

– родители должны понимать цель каждого упражнения;

– задания по новому материалу не включаются.

Диалоговая форма общения «Окно» создается за счет вопросов к родителям для их размышлений, наблюдений, самоанализа.

Родители знают, чем в данное время занимается их ребенок. Это возможно сделать при помощи новых информационно-коммуникационных технологий. Они сегодня активно проникли в систему работы с родителями воспитанников и помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с семьями воспитанников. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

– минимизация времени доступа родителей к информации

– обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников

– оптимальное сочетание индивидуальной работы с семьей и групповой

– рост объема информации

– оперативное получение информации родителями

Открытые видеофрагменты занятия показывают родителю проблемы ребенка воочию, он по-иному начинают относиться к ним.

Не менее эффективная форма работы — это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества.

Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени.

Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно.

В-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей.

Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц.

Рубрика «Игротека» знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными на расширение словарного запаса дошкольника; закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно; воспитание навыков словообразования; закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Рубрика «Советы логопеда» содержит конкретные рекомендации:

– как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха и т. д.;

– как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребёнка, создавать положительную мотивацию к занятиям и т. д.);

– как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;

– как развивать мелкую моторику рук.

Мы рассказываем о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т. д.

Постепенно у родителей к работе учителя-логопеда появляется интерес, увеличивается количество обращений за консультацией и вопросов в родительскую сайт-почту, растет удовлетворенность работой учителя-логопеда.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями — это основа успешности коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителей. Они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность безотказно действует на ребенка.

Литература:

  1. Толковый словарь, С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов
  2. Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. Размышления детских психологов. — М.: Информпечать, 2000. — 224 с.
  3. Закон об образовании в РФ 273-ФЗ гл.4
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, дошкольное образование, ребенок, семья, воспитание детей, работа учителя-логопеда, развитие ребенка, значительная часть, информационный стенд.

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Задать вопрос