Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни (из опыта работы)
Автор: Квитко Татьяна Михайловна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 04.11.2016
Статья просмотрена: 3845 раз
Библиографическое описание:
Квитко, Т. М. Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни (из опыта работы) / Т. М. Квитко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1522/ (дата обращения: 19.12.2024).
Игра «О ступеньках под землей иполосатой зебре».
Детям представлены фотографии нашего города с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу.
Игра «Три глаза— три наказа».
Детям нужно раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? Дети должны рассказать, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре — зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят.
Занятие «Катание на велосипеде вчерте города».
Организуется обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматриваются следующие ситуации:
‒ опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);
Дети должны отметить, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;
‒ опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);
Игра «Игры во дворе».
Детям предлагается игра-тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.
Настольная игра «Я по улице иду».
Предлагается большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов.
Игра «Ловкий пешеход».
Направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти — значит,
на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный — выбываешь из игры. В желтый — получаешь право бросить мяч еще раз.
Игра «Хозяин перекрестка».
Дети знакомятся с работой инспектора ДПС. Ведущий встает в центре перекрестка — это регулировщик. Дети делятся на две группы — пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры.
«Викторина по ПДД».
Ставится задача выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.
Оборудования: Письмо от почтальона Печкина, карточки с вопросами к игре-викторине.
Ход:
Детям задавались вопросы по карточкам.
‒ какие цвета светофора вы знаете?
‒ на какой цвет надо переходить дорогу?
‒ почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?
‒ почему опасно играть рядом с дорогой?
‒ как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?
‒ где можно играть?
‒ где и как надо переходить дорогу?
‒ какой переход более безопасный «зебра» или подземный?
‒ сколько сигналов у пешеходного светофора?
‒ почему надо быть особенно внимательным на дороге в плохую погоду?
‒ почему надо остановиться, перед тем, как переходить проезжую часть?
‒ кто такой пассажир?
‒ по какой стороне дороги едут машины?
‒ почему нельзя перебегать дорогу?
‒ когда можно переходить дорогу?
‒ какие части дороги вы знаете?
‒ где можно кататься на велосипеде или самокате?
‒ как выглядит знак «Пешеходный переход»?
‒ как называется часть дороги, по которой едут машины?
‒ кого называют пешеходом?
‒ какие виды пешеходных переходов вы знаете?
‒ где должны ходить пешеходы?
‒ что такое перекресток?
‒ кто регулирует работу перекрестка, если нет светофора?
‒ почему опасно болтать при переходе дороги?
Машина быстро мчится по дороге ивдруг...
Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нем не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки
Веселый жезл
Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.
Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.
Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место».
Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.
«Цветные автомобили»
Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет), остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».
Литература:
- Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. — С.-П.: Детство-Пресс, 2011.