Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья
Авторы: Барсукова Оксана Васильевна, Гавриш Елена Николаевна, Пикина Елена Валерьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 1887 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш, Е. В. Пикина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1563/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психологам и родителям детей дошкольного и школьного возраста.
Ключевые слова: семья, родители, ребенок, развитие, взаимодействие с семьей
Самым важным в жизни каждого ребенка является его семья. Именно в ней ребенок просто и естественно приобщается к жизни, учится чувствовать, думать, переживать. С одной стороны, только при сотрудничестве специалистов и семьи возможна эффективная психолого-педагогическая помощь ребенку. С другой — взаимодействие с родителями по поводу образования детей дает специалистам ряд преимуществ. Родители могут рассказать, что мотивирует их ребенка, помогут понять некоторые аспекты поведения ребенка, их ожидания от посещения ребенком детского сада. Таким образом, вовлечение родителей в сотрудничество позволяет повысить их понимание образовательного процесса.
В настоящее время государственные образовательные учреждения перешли на новые стандарты образования. Введение единого Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) открывает новые возможности для активизации работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Так, одна основных из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).
Первостепенной задачей психологической службы является создание психологически комфортной среды для выстраивания полноценного взаимодействия с семьей. Важной составляющей взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ является учет всех ее психологических особенностей.
В частности, принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
- Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
- Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
- Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
- Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
- Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
- Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
От эмоционального состояния семьи зависит и то, какое участие принимают родители в жизни своего ребенка. Специалисты выделяют пять уровней вовлечения родителей в образовательный процесс:
‒ Уровень 1. Информированность
‒ Уровень 2. Участие в мероприятиях
‒ Уровень 3. Диалог и обмен мнениями
‒ Уровень 4. Участие в принятии решений
‒ Уровень 5. Принятие ответственности за действия
Важнейшей задачей обеспечения целостного развития личности ребенка с ОВЗ является развитие конструктивного взаимодействия команды специалистов с семьей. В нашей Гимназии реализуется следующая схема взаимодействия специалистов и педагогов с семьей.
Основные направления иформы взаимодействия ссемьей
Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность может осуществляться в разных формах, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО. П. 3.2.5).
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать как традиционные формы обучения — лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые формы: мастер-классы, тренинги, проекты, игры.
Формы взаимодействия, которые реализует наша психолого-педагогическая служба: Открытые игровые занятия. Детско-родительский клуб. Родительская гостиная. Семейная мастерская. Игровые сеансы с семьей. Психологические консультации.
- Открытые игровые занятия
Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается с работы педагога-психолога с детьми раннего возраста (1–3 года).
Цели: Активное включение родителей в процесс обучения и развития ребёнка. Раннее выявление нарушений развития. Оказание своевременной помощи.
- Детско-родительский клуб
Цели:
‒ Создавать условия для усиления мотивации родителей по отношению к взаимодействию со своим ребенком;
‒ Сформировать систему эффективного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса с целью обеспечения психического, соматического и социального благополучия воспитанников;
‒ Создавать условия для освоения средства и способов взаимодействия родителей с детьми (навыки общения, играя и продуктивная деятельность)
‒ Способствовать созданию условий для адекватного продолжения образования детей дома в ходе их взаимодействия с родителями.
Рубрики клуба «Задоринка»:Психологическая разминка «Приветствие». «Театральная гостиная». «Музыкальная шкатулка». «Умелые ручки». «Занимательный калейдоскоп». «Вкусные истории». «Игралочка». «Почемучки». «Домашнее задание».
- Родительская гостиная. Родительская гостиная — это модель взаимодействия «родитель — ребёнок — педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли.
Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком.
На этих встречах дети, родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность — создание индивидуальных или коллективных работ.
- Семейная мастерская
Основные цели — создать в дошкольном отделении условия для объединения родителей, оказания им поддержки и помощи в формировании благоприятного психоэмоционального климата и расширения социального пространства семьи.
Задачи:
‒ Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его возможностей
‒ Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности
‒ Развивать стремление к творческой самореализации и формировать позитивную установку к различным видам творчества
- Игровые сеансы ссемьей.
Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ являются игровые сеансы в формате «Родитель — Ребенок — Педагог».
Основная задача специалистов состоит в том, чтобы преодолеть «невстроенность» родителей в систему отношений, чтобы она стала для них творчески и духовно ресурсной, важной, интересной и родной.
Уровень вовлечения и непосредственного участия семьи необходимо предварительно обсуждать. Дальнейшие встречи проводятся при согласии всех участников.
- Психологические консультации:
Наша психолого-педагогическая служба реализует консультативную работу с семьей и включает в себя следующие виды и формы: доклады и семинары; беседы и обмен опытом; стенды и папки-передвижки; открытые занятия; дни открытых дверей; совместные мероприятия; индивидуальное психологическое консультирование.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами ДО помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.
Похожие статьи
Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания
В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...
Ранняя психолого-педагогическая, консультационная, методическая, диагностическая помощь родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Статья посвящена раннему выявлению и психолого-педагогическому консультированию, методической и диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено направлениям, содержанию и технологиям ран...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи
В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...
Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ
В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...
Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки
В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...
Похожие статьи
Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания
В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...
Ранняя психолого-педагогическая, консультационная, методическая, диагностическая помощь родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Статья посвящена раннему выявлению и психолого-педагогическому консультированию, методической и диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено направлениям, содержанию и технологиям ран...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...
Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности
В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой со-трудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевог...
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи
В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...
Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ
В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...
Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки
В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования
В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...