Конспект коррекционно-развивающего занятия «Откуда к нам пришла мебель»
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Пикина Елена Валерьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 08.11.2016
Статья просмотрена: 2759 раз
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Откуда к нам пришла мебель» / А. В. Богатырева, Е. В. Пикина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1607/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цели:
‒ учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;
‒ расширять и активизировать словарь детей по теме «Мебель»;
‒ развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;
‒ развивать у детей мышление, слуховое и зрительное внимание, память, мелкую моторику, творческое воображение;
‒ воспитывать у детей навык самоконтроля за речью;
‒ развивать навыки правильного поведения на занятиях и умение работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед);
Задания на листах с печатной основой (подбирает психолог).
Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола...
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал...
Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером — читать.
На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.
2. Объявление темы.
Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».
3. Беседа по картинкам.
— Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)
— Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)
— Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)
— Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)
— Чем занимается каждый из них?
— Что нужно сделать для того, чтобы доски превратились в мебель? (Нарисовать чертеж, выпилить части мебели, покрыть краской и лаком, просушить, упаковать.)
— Куда отправляют готовую мебель?
— Как мебель приходит к нам в дом?
— Что нужно делать для того, чтобы в лесу деревьев не становилось меньше?
4. Рассматривание зашумованной картинки.
Задание: найти и перечислить все изображенные предметы. Как можно назвать одним словом эти предметы?
5. Игра «Кому, что нужно для работы?»
Выберете инструменты каждому мальчику для работы.
6. Физ. минутка.
«Откуда стол пришел» (диван, шкаф, табурет, сервант и т. д.)
В центре играющих — ребенок. Дети ведут хоровод и показывают движения:
—Ты скажи, скажи нам, стол, ты откуда к нам пришел?
—Я пришел из леса.
—Чем ты был в лесу дремучем?
—Был я деревом скрипучим,
на фабрику меня увез,
ветер листьями играл,
птиц на ветках я качал.
—Как на ветках птиц качал?
—Так вот и этак вот птиц я качал
—Как же ты столом-то стал?
—Лесорубы заходили и пилой меня спилили.
—Как пилой тебя пилили?
—Так вот и этак вот пилой меня пилили.
—Что потом с тобой случилось?
—Потом приехал лесовоз, на фабрику меня увез.
—Как тебя он вез?
—Так вот и этак вот на фабрику он вез.
—Что потом с тобою было?
—А потом, а потом стал красивым я столом.
—Куда же ты с фабрики попал?
—В домах стал жить, людям служить.
7. Составление рассказа.
Логопед просит вспомнить детей все, о чем они говорили на занятии, и составить рассказ, с опорой на картинки. Составлять рассказ лучше по цепочке, но при этом логопед следит за тем, чтобы дети логически верно соединяли предложения между собой.
Примерный рассказ. Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они спилили его и отправили на лесопилку. На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера краснодеревщики. Они выпилили и собрали части мебели, покрыли их краской и лаком, упаковали и отправили в мебельный магазин. Покупателям захотелось приобрести новую мебель. В магазине мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.
Составленный детьми рассказ логопед записывает. В конце занятия логопед и дети вкладывают письмо в конверт.
8. Рассказы детей.
9. Итог занятия.
— Где изготавливают мебель?
— Люди, каких профессий трудятся над изготовлением мебели?
— Как защитить лес от уничтожения.
Литература:
1. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / — СПб.: Детство-пресс, 1999.
3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб: Детство-Пресс, 2003
4. Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь.- СПб: Питер Пресс, 1998
5. Широкова Г. Н. Справочник дошкольного психолога — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.