Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Денисенко Евгения Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 12.11.2016
Статья просмотрена: 3792 раза
Библиографическое описание:
Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Денисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1619/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально˗демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обществе, с которыми постоянно сталкивается ребенок, не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личности могут сложиться неправильные представления о здоровом образе жизни или разрушиться уже сложившиеся представления о нем.
Я буду опираться на определение Ю. П. Лисицына: «Здоровый образ жизни — это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей». Из этого понятия следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно˗образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Исследования педагогов и психологов последнего десятилетия направлены на разработку идеи ценности здоровья в работе с детьми дошкольного возраста, формирование здоровьесберегающих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
На педагогах и родителях лежит очень ответственная задача ˗ сформировать у детей потребность вести здоровый образ жизни. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ (ООП ДО «Радуга»авторовС. Г. Якобсона, Т. И. Гризик, Т. Н. Дороновойи др.; «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, программа «Детство» авторов Т. Д. Рихтерман, Н. А. Ноткиной, Л. М. Гурович и др.)
Все эти программы объединяет одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.
В МДОБУ № 7 г. Лабинска, мною было проведено анкетирование родителей, с целью выявления знаний и представлений родителей о здоровом образе жизни.
Анкетирование показало, что родители дошкольников не имеют представления о сущности понятия здорового образа жизни: 75 % отметили, что ЗОЖ — это правильное питание; 85 % считают, что ЗОЖ — занятия спортом и закаливание.
Большая часть родителей полагает, что одно из главных условий ведения здорового образа жизни это наличие свободного времени, отводимого для занятий (пойти в бассейн, в сауну, на прогулку), не задумываясь, что в повседневной жизни поведение родителей и детей также способствует сохранению и укреплению здоровья.
Ответы на вопросы анкеты свидетельствуют о том, что большинство родителей не особенно задумываются о выборе мест для прогулок со своими детьми, они чаще всего гуляют с ними во дворе дома. Большее количество анкетируемых (70 %) редко выезжают на природу; периодически выезжают на природу 15 % опрошенных. В лес или на пруд (реку) для отдыха с детьми выезжает всего 5 %.
Чтобы выяснить какие имеются у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни, мною был проведен индивидуальный опрос, который показал, что 90 % детей считают, что здоровье ˗ это отсутствие болезни у человека. Типичные ответы детей: «Здоровье ˗ это когда человек не болеет», Здоровье — это когда человек не кашляет, чувствует себя хорошо», «это спорт». Оказалось, что некоторые не понимают смысла и значения понятия «здоровье» (8 %):они подразумевают под здоровьем лекарство и лечение.
В представлении детей о полезной для здоровья пище преобладают понятия о необходимости фруктов и витаминов, а не о пользе разнообразного питания. Дошкольники в большинстве полагают, что для того, чтобы чувствовать себя здоровым надо правильно питаться и заниматься спортом. О негативном воздействии окружающей (социальной и экологической) среды на здоровье старшие дошкольники имеют слабое представление.
Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у дошкольников я предлагаю использовать следующие методы:
– формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни (знакомство с понятиями «здоровье» и «здоровый образ жизни человека»);
– формирование понятия здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья человека;
– формированиепонятия «окружающая среда» и его взаимосвязь со здоровым образом жизни.
В план работы воспитателя я рекомендовала бы включить раздел «Я, мой организм, мое здоровье».Основная работа по разделу может осуществляться на познавательных занятиях. Детям будет интереснее, если организовать занятие в нетрадиционной форме, например рассказывание «Сказочной истории».Герой сказочной истории Знайка рассказывает ребятам о секретах здоровья. Дети вместе с ним узнают, какого человека называют здоровым, какие бывают болезни, по перечисленным признакам рисуют здорового человека.
Актуально так же изготовить дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины — полезные продукты», «Съедобное — несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».
В работе рекомендуется использовать такие формы организации обучения:
– занятии (фронтальные, групповые, комплексные);
– часы общения, беседы;
– проблемно-игровые ситуации, логические задачи;
– дидактические и сюжетно-ролевые игры;
– экскурсии, наблюдения;
– экспериментирование;
– встречи с медработниками.
Рационально организовать работу по тематическим блокам:
– «В гостях у Мойдодыра»
– «Как я устроен»
– «Если хочешь быть здоров»
– «Уроки Неболейки»
– «Помоги себе сам».
При построении такого плана учитываются принципы: постепенности, научности, связи знаний, умений с жизненной практикой, развивающей направленности, доступности, активности и самостоятельности в познании.
Процесс обучения строится линейно-концентрически (как бы по спирали), т. е. использовать те же темы, но усложнять их содержание, насыщать новым объемом знаний.
Первичные знания о причинах болезни следует давать во время бесед на темы «Что такое болезни и откуда они берутся», «Правила поведения во время болезни».После беседы дети могут показать на практике, как они усвоили знания и умения Знайке: как они правильно умеют мыть руки, объясняют, в каких случаях нужно обязательно вымыть руки.Для закрепления полученных представлений можно предложить педагогические ситуации «Как ты поступишь?», способствующие воспитанию у детей опыт поступка и умение демонстрировать здоровьесберегающее социальное поведение. Например, «Во дворе вы с братом играли в мяч. Мама позвала вас обедать. Вы прибежали домой, и брат сразу же сел за стол. Как ты поступишь?». Дети все вместе решают, как поступить в предложенной ситуации, объясняют, почему поступить нужно так, а не иначе.
Дальнейшая работа с дошкольниками по ознакомлению с организмом человека предполагает знакомство с частями тела, внутренними органами, рассмотрение их значения для человека.Ознакомлению дошкольников со значением частей тела будет способствовать задание типа: «Кто первый допрыгает до стульчика на одной ноге» и т. п.Для формирования понятия об органах чувстви необходимости бережного обращения с ними предлагается провести ряд занятий «Органы зрения», «Органы дыхания»,«Органы слуха».
Следующий этап в работе с детьми направлен на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, об основных показателях здорового образа жизни, о влиянии здорового образа жизни на сохранение и укрепление здоровья человека.
Формированию представлений о здоровом образе жизни способствуют прогулки, которые проводятся с целью заложить в детях представления о необходимости двигательной активности и занятий физической культурой и спортом для сохранения здоровья. Эти прогулки проводятся на игровых площадках детского сада.
Следует проводить беседы и консультации для родителей. Включить вопрос формирования представлений о здоровом образе жизни в родительские собрания, с привлечением штатной медсестры. Так же рекомендую оформить родительский уголок по данной тематике. Родители могут изучить условия формирования здорового образа жизни, получить конкретные рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей в семье. Эффективным методом в формировании у родителей педагогического мышления выступит анализ собственного образа жизни. Положительный эффект могут дать «домашние задания» родителям по формированию здорового образа жизни в семье, например, составить режим дня дошкольника, провести экологическое обследование квартиры на наличие вредных веществ, выпустить семейную газету «Витаминная азбука» и др.
По моему мнению, рассмотренные формы работы с дошкольниками и их родителями будут способствовать формированию представлений у детей о здоровом образе жизни и повышению педагогической культуры родителей в означенных вопросах, что благотворно отразится на здоровье детей и родителей.
Литература:
- Осяк С. А., Яковлева Е. Н., Лукин Ю. Л., Газизова Т. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.;