«Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе
Авторы: Курасова Алла Юрьевна, Муллагулова Елена Владимировна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 22.11.2016
Статья просмотрена: 11271 раз
Библиографическое описание:
Курасова, А. Ю. «Перелётные птицы». Конспект интегрированного занятия в подготовительной подгруппе / А. Ю. Курасова, Е. В. Муллагулова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 99-114. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1644/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образовательные области «Познание ФЦКМ», «Коммуникация».
Цели занятия:
‒ закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
‒ закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
‒ активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);
‒ развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
‒ воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Ход занятия
1. Организационный момент.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята послушайте стихотворение
Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
ДЕТИ. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте с вами отправимся в осенний лес на волшебную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу.
ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ «ГОЛОСА ПТИЦ»
Слайд 1
ВОСПИТАТЕЛЬ. По каким приметам вы узнаете, что наступила осень?
ДЕТИ. Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы правильно сказали, что улетают птицы. И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые от нас улетают.
ЗАГАДКИ:
Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Слайд 2
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад — вперед по пашне скачет,
А зовется птица. (Грач)
Слайд 3
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день… (Скворец)
Слайд 4
Спереди — шильце,
Сзади — вильце.
Сверху — черное суконце,
А снизу — белое полотенце. (Ласточка)
Слайд 5
Слайд 6
Где бы ты ни гулял — в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу — повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать.
Птицы — это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
ДЕТИ. Потому что становится холодно, нечего кушать.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. В природе существуют три этапа отлета птиц. Как вы думаете, какие птицы улетают первыми?
ДЕТИ. Ответы детей
ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно. Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. Как их отличить? Знаете?
По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.
Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей.
Слайд 7
А вот и трясогузка.
Слайд 8
Трясогузка — одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка — очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка — птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3–5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Кто-нибудь из вас видел трясогузку?
Почему её называют спутником человека?
Трясогузке удобно ловить насекомых?
Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
ДЕТИ. Да. Можно.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Давайте вспомним еще птиц, которые улетают первыми и почему.
ДЕТИ. Ответы детей
Слайд 9
2 ЭТАП
ВОСПИТАТЕЛЬ. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика.
Слайд 10
Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля. Давайте ещё раз рассмотрим, какие птицы улетают вторыми.
Слайд 11
Почему они улетают вторыми?
ДЕТИ. Ответы детей
3 ЭТАП
Слайд 12
ВОСПИТАТЕЛЬ. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди.
Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Слайд 13
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
ДЕТИ. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Перелётных птиц много. Назовите, каких перелетных птиц вы знаете.
Слайд 14
Дети, опираясь на картинки, называют птиц
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Скворцы улетают скученной стаей.
Слайд 15.
Утки летят беспорядочной стаей или прямым фронтом.
Слайд 16
Гуси, чаще всего, летят косяком или вереницей (картинка)
Слайд 17
Журавли и лебеди летают клиньями.
Слайд 18
Некоторые птицы не собираются стаями и улетают поодиночке: сокол, кукушка, ястреб.
Слайд 19
Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее.
Физкультурная минутка
Слайд 20
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю — дети приседают на корточки.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5–6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек — стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это — зяблик, это — стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята вы слышите, какая тишина в лесу?
С птицами что-то случилось?
Ой, ребята, мне кажется, кто-то приближается.
ПОД МУЗЫКА ВХОДИТ БАБА-ЯГА
БАБА ЯГА. Что это вы касатики в мой лес пожаловали?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с ребятами пришли в лес, чтобы проводить птиц в теплые края. А в лесу почему-то очень тихо.
БАБА ЯГА. Да это я всех птиц заколдовала.
Теперь они замерзнут зимой в моем лесу.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Бабушка, что мы можем сделать, чтобы ты расколдовала птиц?
БАБА ЯГА. Зачем вам нужны эти все птицы? Какую пользу они приносят
ДЕТИ. Ответы детей
БАБА ЯГА. Ну так и быть. Предлагаю выполнить мои задания.
КОНКУРС «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы…
БАБА ЯГА. Ишь, какие знатоки!
Это было легкое задание. А вот вам посложнее.
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ НАОБОРОТ»
закончи предложения
Аист большой, а соловей….
У аиста длинная шея, а у кукушки….
У соловья серая грудка, а у ласточки…
Аист белый, а грач…
БАБА ЯГА. Фу! Фу! Фу! Какие умные!
Ох, я вам задам задачку!
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
БАБА ЯГА. А какие вы знаете сказки с названием птиц?
ДЕТИ. Ответы детей
(«Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди»).
Слайд 30
БАБА ЯГА. предлагает ЛЕПЕСТКИ С БУКВАМИ «ПЕРВАЯ — ПОСЛЕДНЯЯ»
Слайд 31
БАБА ЯГА. С заданиями вы справились.
Придется расколдовать вам ваших перелетных птиц.
Но это чудо вы и сами сотворить сможете, если справитесь с последним моим заданием.
Баба Яга. раздает листочки с птицами без некоторых частей тела.
Дети должны дорисовать и раскрасить птиц
ФОНОГРАММА ГОЛОСА ПТИЦ
ВОСПИТАТЕЛЬ. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать?
Слайд 32
Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет.
Слайд 33
Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания.
Слайд 34
Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.
Слайд 35
Не забывайте, что птицы — наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.
Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение.