Удивительные трансформации
Автор: Аникина Галина Алексеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 29.11.2016
Статья просмотрена: 319 раз
Библиографическое описание:
Аникина, Г. А. Удивительные трансформации / Г. А. Аникина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 85-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1673/ (дата обращения: 20.12.2024).
В каждой профессии есть «изюминки», которые мотивируют человека на углубленное изучение её секретов. Особенно интересны в этом плане профессии, имеющие направленность «человек-человек», например, педагогика, психология и социология. В современном мире они претерпевают существенные изменения в методологии и технологии изучения, применения, интерпретации основоположений и результатов деятельности. Изменяется мир, изменяется жизнь людей, профессиональные ориентиры. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования стал тем компасом, который нацелил педагогов дошкольного образования на совершенно новые приоритеты в работе с детьми. Дошкольное образование стало первой ступенью образования, определены пять образовательных областей, а так называемые ЗУНы (знания, умения и навыки) заменены на «представления». Перед дошкольными работниками поставлена задача «превратить» скучные занятия, структурированные как школьные уроки, в интересные занимательные события в жизни детей.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра — становится основной формой, через которую проходит весь день и непосредственная образовательная деятельность дошколят. Игра позволяет рационально использовать время занятий, начать и завершить их на игровой волне, безболезненно переключить дошкольников на следующий вид деятельности. Игра пронизывает все режимные моменты, если правильно её организовать. В нашем учреждении календарно-тематическое планирование стало таким связующим материалом для всех видов деятельности детей в течение дня и надели. Мы с педагогами разработали тематическую систему планирования на год. Это позволило нам учесть знаменательные даты, а также распределить доступное для детей содержание образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, физической, речевого и художественно-эстетического развития, — в соответствии с требованиями стандарта, на весь учебный период. Тема недели, в свою очередь, разделена на темы каждого дня, что позволяет максимально конкретизировать её содержание, превратив его в образовательный проект.
Постижение начальных представлений об окружающем мире во всех образовательных областях становится для детей интересным и увлекательным обучением. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает организацию в стенах учреждения дополнительного обучения детей в целях поддержки их индивидуальных способностей. Распределение занятий учебного плана дополнительных образовательных услуг также возможно поддержать календарно-тематическим характером планирования педагогической деятельности. Например, в теме недели «Унылая пора, очей очарованье», в один из дней предполагается тема «Перелётные птицы». На занятиях дополнительного образования по изобразительной деятельности дети в течение 2–х занятий выполняли объёмную поделку «Птицы на юг улетают» в нетрадиционной технике «Бумажный тоннель». Занятия были организованы в виде сюжетно-ролевой игры «Полёт на самолёте вслед за перелётными птицами». В иллюминаторы (на экране проектора) дети «наблюдали» за полётом журавлей (заставка телепередачи «В мире животных» под музыкальным сопровождением композиции Поля Мариа). Затем, они создали свой «экран телевизора», чтобы поделиться впечатлениями от «полёта» со своими близкими.
В группах воспитателя, согласно тематическим образовательным проектам каждого дня, также создают трансформированную среду, передвигая игровые модули, насыщая пространство помещений средствами и оборудованием, согласно требованиям ФГОС ДО, для формирования у детей соответствующих представлений. Изменение предметно пространственной окружающий среды позволяет создать в группе и на дополнительных занятиях «Центры активности» в течение дня и в непосредственно образовательной деятельности. Каждый ребёнок находит себя в проекте, реализуя себя в интересной деятельности и культурных практиках. Трансформация пространственной среды в любой дошкольной параллели позволяет сделать образование доступным, интересным и полезным делом. День пребывания в детском саду становится для дошкольников увлекательным путешествием в глубину наук, к источникам знаний.
Сегодня в распоряжении педагогов дошкольного образования много возможностей для реализации поставленных целей и задач: ИКТ технологии, мультимедийные средства, интерактивное оборудование (доска, стол, пол). Создавая развивающую предметно-пространственную среду, воспитатели предоставляют возможность самим детям ставить и выполнять собственные задачи, реализовать собственные замыслы. Для этого педагоги дошкольного образования должны обладать целым рядом профессиональных компетенций, постоянно совершенствуя их.
Таким образом, трансформации подвергаются не только педагогические подходы в работе с дошкольниками, но и социальные аспекты организации дошкольного образования. Мобильность педагога, умение идти за замыслом дошкольников, умело сочетая свои и детские цели и задачи — главнейшее условие успешной реализации ФГОС дошкольного образования. Это становится возможным, также при условии тесного сотрудничества с родителями — партнёрами в воспитании и образовании маленьких граждан нашей страны. В детском саду родители полноценные участники образовательного процесса. Совместно с педагогами они проводят НОД (занятия непосредственно образовательной деятельностью), а не только участвуют в выставках и конкурсах детско-родительского творчества. Управляющий Совет образовательного учреждения, куда входят родители дошкольников (или лица их замещающие), согласовывают образовательную программу дошкольного учреждения и другие локальные акты, регламентирующие функционирование образовательной организации.
Удивительные трансформации, происходящие в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, организующие совместные усилия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей, способствуют успешному выполнению образовательных задач по формированию детских компетенций и социально — личностному развитию дошкольников.