Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1723/ (дата обращения: 16.11.2024).



Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.

Почему на сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной? С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, проводимой учителями-логопедами в дошкольных учреждениях, до 60 % детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития.

Задача современного образования — обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.

Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка, выдвигается на первый план.

Дошкольные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка.

Как отмечает Сабельникова С. И.: педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:

‒ диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;

‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

‒ мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ЦПМПК. Специалисты ЦПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами.

Учитель-логопед, используя специальные методики, в процессе диагностики выявляет характер нарушения речевой деятельности. Обсуждение результатов обследования проводит педагогический коллектив инклюзивной группы с целью составления наиболее полной картины развития ресурсов и дефицитов ребенка. При необходимости, родителям предлагается пройти консультативное обследование детей у специалистов медицинского профиля (психоневролога, невропатолога, отоларинголога, стоматолога).

С учетом психо-речевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.

Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на:

‒ использовании специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ;

‒ создании специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;

‒ подборе специальных методических пособий и дидактических материалов;

‒ проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Индивидуальная работа строится с учетом личностных особенностей ребенка и с учетом структуры дефекта. Основная задача индивидуальных занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на ресурсы ребенка. Учитель-логопед использует различные методы и приемы обучения, подбирает наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям ребенка.

Одним из условий успешной реализации образовательной программы является тесное сотрудничество с родителями, включение семьи в образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских мероприятий.

Также учитель-логопед проводит консультативно-просветительскую работу среди родителей массовых групп.

Важным условием успешности образовательного процесса является тесное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями инклюзивной группы. Эта работа проводится в течении всего учебного года. Она включает в себя:

‒ проведение анализа результатов диагностики детей с ОВЗ и всей группы;

‒ обсуждение и разработку совместного календарного и тематического планирования для детей всей группы. Подбор дидактического и наглядного материала;

‒ организацию методической помощи воспитателям;

‒ разработку, реализацию и обсуждение коррекционных этапов овладения образовательной программы детей с ОВЗ и детей всей группы;

‒ обсуждение и планирование праздников;

‒ обсуждение и составление плана по сотрудничеству с родителями;

‒ обсуждение рекомендаций по коррекции речевых процессов вне логопедических занятий (контроль над звукопроизношением, закрепление грамматических категорий, закрепление навыков чтения и письма);

‒ планирование проектной деятельности и включение в нее детей с ОВЗ.

В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно-развивающей работы. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2014г.
  2. Составители Прочухаева М. И., Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М., «Центр школьная книга» 2010г.
  3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Мозаика — Синтез 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивная группа, инклюзивное образование, образовательный процесс, педагогический коллектив, дефицит ребенка, индивидуальный образовательный маршрут, коррекционная работа, образовательная программа, образовательная программа детей.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников в условиях ФГОС

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Система работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников в условиях ФГОС

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Особенности организации самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий в процессе начального обучения

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Особенности формирования нормативно-правовой базы школы в условиях введения профессионального стандарта педагога

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Задать вопрос