Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования
Авторы: Богатырева Алла Вячеславовна, Косткина Мария Александровна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 23.12.2016
Статья просмотрена: 3872 раза
Библиографическое описание:
Богатырева, А. В. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1723/ (дата обращения: 16.11.2024).
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим способом для каждого ребенка.
Почему на сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной? С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, проводимой учителями-логопедами в дошкольных учреждениях, до 60 % детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы, задержку психического развития.
Задача современного образования — обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.
Поэтому вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, способствующей полноценному развитию ребенка, выдвигается на первый план.
Дошкольные учреждения должны быть доступны для всех детей. Но для достижения качества инклюзивного образования дошкольника с ОВЗ необходимо создать в ДОУ специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка.
Как отмечает Сабельникова С. И.: педагоги и администрация образовательного учреждения, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.
Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе:
‒ диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
‒ комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
‒ планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;
‒ организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
‒ мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ЦПМПК. Специалисты ЦПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами.
Учитель-логопед, используя специальные методики, в процессе диагностики выявляет характер нарушения речевой деятельности. Обсуждение результатов обследования проводит педагогический коллектив инклюзивной группы с целью составления наиболее полной картины развития ресурсов и дефицитов ребенка. При необходимости, родителям предлагается пройти консультативное обследование детей у специалистов медицинского профиля (психоневролога, невропатолога, отоларинголога, стоматолога).
С учетом психо-речевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.
Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на:
‒ использовании специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ;
‒ создании специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;
‒ подборе специальных методических пособий и дидактических материалов;
‒ проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Индивидуальная работа строится с учетом личностных особенностей ребенка и с учетом структуры дефекта. Основная задача индивидуальных занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на ресурсы ребенка. Учитель-логопед использует различные методы и приемы обучения, подбирает наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям ребенка.
Одним из условий успешной реализации образовательной программы является тесное сотрудничество с родителями, включение семьи в образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских мероприятий.
Также учитель-логопед проводит консультативно-просветительскую работу среди родителей массовых групп.
Важным условием успешности образовательного процесса является тесное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями инклюзивной группы. Эта работа проводится в течении всего учебного года. Она включает в себя:
‒ проведение анализа результатов диагностики детей с ОВЗ и всей группы;
‒ обсуждение и разработку совместного календарного и тематического планирования для детей всей группы. Подбор дидактического и наглядного материала;
‒ организацию методической помощи воспитателям;
‒ разработку, реализацию и обсуждение коррекционных этапов овладения образовательной программы детей с ОВЗ и детей всей группы;
‒ обсуждение и планирование праздников;
‒ обсуждение и составление плана по сотрудничеству с родителями;
‒ обсуждение рекомендаций по коррекции речевых процессов вне логопедических занятий (контроль над звукопроизношением, закрепление грамматических категорий, закрепление навыков чтения и письма);
‒ планирование проектной деятельности и включение в нее детей с ОВЗ.
В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.
Литература:
- Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно-развивающей работы. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2014г.
- Составители Прочухаева М. И., Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М., «Центр школьная книга» 2010г.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Мозаика — Синтез 2011.