Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий
Авторы: Никитина Наталья Васильевна, Макарова Дарья Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 15.12.2016
Статья просмотрена: 976 раз
Библиографическое описание:
Никитина, Н. В. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий / Н. В. Никитина, Д. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1738/ (дата обращения: 16.11.2024).
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать — одна из сложнейших задач для старших дошкольников.
Поскольку обучение детей математике немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений, мы решили включить компьютерные игры в работу с детьми.
Изучив методическую литературу, по данной теме мы подобрали игровой комплекс (ряд компьютерных игр и игровых упражнений) по развитию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Использование игрового комплекса в ДОУ возможно при соответствующем техническом оснащении:
‒ использование ноутбука с подгруппой детей, (анимация, видео, аудиоряд помогают педагогу мотивировать детей к деятельности);
‒ использование монитора большого размера (при этом возможна демонстрация на экране тематической презентации, либо игрового средства).
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ:
1) Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
2) Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
3) Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не владеют техникой чтения и письма;
4) Компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
Но при внедрении ИКТ в ДОУвозникают следующие проблемы:
‒ влияние игры на состояние психического и физического здоровья,
‒ сколько времени ребенок находится за компьютером и телевизором,
‒ возникновение ранней компьютерной зависимости.
Чтобы избежать негативных последствий использования ИКТ в ДОУ должны учитываться жесткие требования [1, c.48]:
- Мониторы должны быть на жидких кристаллах.
- Правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
- Компьютер или телевизор должны устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
- Хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
- Время, проводимое за компьютером и телевизором не должно превышать 15 минут в неделю.
Важно помнить — компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
При выборе игр необходимо учитывать следующие условия:
— «Помоги, но не навреди!» — главное условие, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.
— Игры должны соответствовать возрасту.
Информационные технологии в дошкольном образовании повышают качество воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
НОД по развитию количественных представлений посредством информационно-коммуникативных технологий встаршей группе
Тема: «Как ребята Маше помогали»
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, чувство ответственности, не оставлять маленьких детей в опасности, чувство отзывчивости, взаимопомощи при преодолении трудностей, доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, любознательность. Развивать самоконтроль в процессе работы; мелкую моторику; познавательный интерес к математике.
Обучающие:
‒ Закрепить представление детей о количественном составе числа из единиц, умение увеличивать каждое из чисел на единицу.
‒ Упражнять детей в решении арифметических задач.
‒ Закрепить с детьми счет в пределах 10 с опорой на наглядный материал.
‒ Закрепить навыки конструирования из геометрических фигур.
Речевые задачи:
Совершенствовать умение детей внимательно слушать воспитателя и правильно отвечать на вопросы обдумывая ситуацию, давать полные ответы.
Материал кзанятию:
Демонстрационный:Слайды с изображением героев сказки: «Гуси — лебеди»; слайды с летящими гусями; изображение печки; яблони с яблоками; корзины с примерами; изображение речки; дощечки для мостика с цифрами; волк; игрушка би-ба-бо Машенька и Ваня; избушка.
Раздаточный: Цифры от 1–10, геометрические фигуры — круги 10 штук, пирожки (бумажные) с примерами; тесто; геометрические фигуры — треугольники.
Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси — лебеди».
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
У нас в зале много улыбчивых лиц
Скажем им «Доброе утро!»,
И улыбнемся.
(Звучит плач из телевизора).
Воспитатель: Кто это там плачет?
(Слайд 1.Появляется Машенька.)
Воспитатель: Что ты плачешь, девочка?
Машенька: Гуси унесли моего брата — Ванечку к Бабе Яге.
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту девочку? Из какой она сказки?
Дети: Из сказки«Гуси — лебеди».
Машенька: Ребята, вы можете мне помочь найти Ваню, а то мне одной идти по лесу страшно, да и дорогу я не знаю.
Воспитатель: Мы сможем помочь Машеньке? А как?
Дети: Мы поможем Машеньке найти дорогу.
Воспитатель: Нам придется идти в лес. Гуси-Лебеди Ваню унесли, потому что их Баба-Яга заколдовала, злыми сделала. Чтобы они нас не схватили их надо расколдовать — сосчитать. Считать гусей мы будем за столами. А чтобы узнать, кому куда сесть я попрошу вас взять по одному шарику. На шариках карточки — сумма и разность предметов. Сосчитайте предметы на карточках. У кого ответ получится число 5 — сядут на правый ряд, а у кого получится число 6 — сядут на левый ряд.
(Выполняют задание).
Посмотрите, у вас на столах лежат круги. Вам нужно отложить столько кругов, сколько гусей сосчитаете. Внимание на экран.
(Слайд 2.Гуси по очереди прилетают на поляну.)
Один гусь летит над нами,
И один за облаками,
Один с правой стороны,
Один с левой стороны.
Один спустился на ручей,
Сколько было всех гусей?
Дети: Пять гусей.
Воспитатель: Давайте проверим.
(На слайде появляется правильный ответ).
Воспитатель: Правильно. Теперь можно отправиться в дорогу. Только вот дороги то мы не знаем. Кто нам поможет? Вспомните ребята, у кого Машенька в сказке подсказку просила?
Дети: Маша просила помочь печку.
(Слайд 3.Появляется печка.)
Воспитатель: Здравствуй печка. Печка, печка, помоги — нам Ванюшеньку найти.
Печка: Помогу я вам, только и вы мне помогите. Испеклись мои ржаные пирожки. Вытащите их.
Воспитатель: Ребята, но пирожки не простые — на них задание написано. Слева — фишки от домино с разным количеством точек, а справа цифры. Вам нужно сосчитать точки на фишках и соединить их с соответствующей цифрой.
Делать нечего, придется сосчитать, иначе без подсказки нам Ваню не найти. Я предлагаю вам взять по одному пирожку и сесть за стол.
Воспитатель: Задания у всех разные и ответы будут тоже разные.
(выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Положите пироги обратно на жаровню. Печка нам уголек оставила, куда он покатится — туда и пойдем.
(Бросают уголек).
Воспитатель: Давайте посмотрим, куда это уголек нас привел.
Дети: Уголек привел нас к яблоне.
(Слайд 4.Появляется яблоня.)
Воспитатель: Давайте яблоню попросим о помощи. Яблонька, яблонька помоги нам Ванюшеньку найти.
Яблонька: Хорошо я помогу вам, только и вы помогите мне. Сорвите спелые яблочки с моих веток.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а какие на яблоне яблоки? (Ответы детей).
Под яблоней корзины с цифрами стоят. Одну корзину я дам команде под цифрой 5, а другую команде под цифрой 6. Команда под цифрой 5, вы догадались, сколько яблок надо положить в эту корзину?
Дети: Да, 5 яблок.
Воспитатель: Акакого они должны быть цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: Команда под цифрой 6, вы догадались, сколько яблок надо положить в эту корзину?
Дети: Да, 6 яблок.
Воспитатель: Акакого они должны быть цвета?
Дети: Желтого.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько яблок вы сорвали?
Дети: Мы сорвали 5 (6) яблок.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли яблоне. А дорогу нам укажет яблочко, куда оно покатится — туда и пойдем.
(Бросают яблочко).
(Слышится рычание.)
(Слайд 5.Появляется волк).
Волк: Кто это тут идет? Как много детей? Вы тоже идете к бабушке.
Дети: Нет. Мы идем Ваню выручать.
Воспитатель: Ребята, а разве в сказке «Гуси-Лебеди» есть волк?
Дети: Нет
Воспитатель: А в какой сказке волк девочку к бабушке провожал?
Дети: Всказке «Красная Шапочка».
Воспитатель: Пропусти нас волк.
Волк: Выполните задание мое, тогда пропущу.
Воспитатель: Хорошо. Чтобы выполнить задание я попрошу вас сесть за столы. Посмотрим, какое задание для нас приготовил волк?
(Слайд 6.)
Воспитатель: Посмотрите: на экране домик с цифрами. Но одна цифра пропущенная. Подумайте, какая это цифра и напишите ее, не пользуясь карандашом.
Подумайте, чем еще можно записать цифру?
Дети: Слепить из теста.
Волк: Все правильно, молодцы. За то, что вы такие сообразительные я пропущу вас. А сам пойду Красную Шапочку искать.
Воспитатель: Ребята, вы устали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Авот глазки наши устали. Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
Мы поднимем пальчик вверх
И опустим его в низ,
Влево, вправо повернем-
И по кругу обведем.
Вместе с вами поморгаем,
На секундочку уснем.
Дружно глазки открываем,
Их ладошами потрем.
Воспитатель: Теперь можем отправляться дальше.Посмотрите, а вот и речка.
(Слайд 5.Появляется речка.)
Дети: Речка, речка, помоги — нам Ванюшеньку найти.
Речка: Я вам помогу, только и вы мне помогите. Посмотрите, в моей речке нет ни одной рыбки, и мостика через речку нет. Запустите рыбок в речку и постройте мост из дощечек. По мостику вы сможете перебраться на другой берег и отправиться дальше.
Воспитатель: Поможем речке? Из чего же нам сделать рыбок?
Дети: (предлагают варианты ответов). (В тарелочке лежат треугольники, квадраты и круги.)
Воспитатель: Каждая рыбка должна состоять из трех треугольников одного цвета. Около речки лежат дощечки, из которых нужно построить мост. Команда под цифрой 5 — будут запускать рыбок, а команда под цифрой 6 — строить мост.
(Выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, рыбок запустили, мостик построили. Теперь, по мостику мы сможем перебраться на другой берег и идти дальше.
(Переходят речку, встречают Машу).
Маша: Как хорошо, что вы меня нашли, я знаю, куда идти дальше, я видела куда
прилетали Гуси-Лебеди, впереди избушка Бабы-Яги.
(Воспитатель надевает игрушку Машу на руку)
Воспитатель: Машенька, мы тебе поможем Ваню найти, пойдем с тобой дальше.
Вот мы и добрались до избушки Бабы Яги.
(Слайд 8- Баба Яга.)
Дети: Баба Яга, отпусти Ванюшу.
Баба Яга: Хитренькие какие. Сначала задачки мои решите.
1) Пять гусей пустились в путь.
Один решил отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (4)
Баба Яга: Какие вы сообразительные. Придется вам отдать Ванюшу.
(Воспитатель надевает игрушку — Ваню на другую руку).
Воспитатель: Ну что ребята, Ванюшу мы вручили — теперь нам пора возвращаться обратно, а путь наш неблизкий. Давайте покушаем и тронемся обратно в путь.
Воспитатель: Какое доброе дело мы с вами сделали? Кому помогли?
Дети: Мы помогли Машеньке выручить Ванюшу.
Воспитатель: Анам легко было найти дорогу к Ванечке? Какие задания пришлось решать? Что для вас было самым трудным, а какое задание было самым интересным?
Уточнить, что нельзя оставлять маленьких детей без присмотра).
Ребята, Маша и Ваня говорят вам спасибо, за то, что вы помогли им.
Литература:
- Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей Волгоград, 2010.
- Горвиц Ю. М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
- Дурова А. И. Современные технологии в учебном процессе./ А. И. Дурова, А. А. Вахрушев. // Начальная школа. — 2005. — № 12.- С.49.
- Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660–10).