Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2016

Статья просмотрена: 976 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Н. В. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий / Н. В. Никитина, Д. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1738/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать — одна из сложнейших задач для старших дошкольников.

Поскольку обучение детей математике немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений, мы решили включить компьютерные игры в работу с детьми.

Изучив методическую литературу, по данной теме мы подобрали игровой комплекс (ряд компьютерных игр и игровых упражнений) по развитию количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Использование игрового комплекса в ДОУ возможно при соответствующем техническом оснащении:

‒ использование ноутбука с подгруппой детей, (анимация, видео, аудиоряд помогают педагогу мотивировать детей к деятельности);

‒ использование монитора большого размера (при этом возможна демонстрация на экране тематической презентации, либо игрового средства).

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ:

1) Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

2) Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

3) Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не владеют техникой чтения и письма;

4) Компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

Но при внедрении ИКТ в ДОУвозникают следующие проблемы:

‒ влияние игры на состояние психического и физического здоровья,

‒ сколько времени ребенок находится за компьютером и телевизором,

‒ возникновение ранней компьютерной зависимости.

Чтобы избежать негативных последствий использования ИКТ в ДОУ должны учитываться жесткие требования [1, c.48]:

  1. Мониторы должны быть на жидких кристаллах.
  2. Правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
  3. Компьютер или телевизор должны устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
  4. Хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
  5. Время, проводимое за компьютером и телевизором не должно превышать 15 минут в неделю.

Важно помнить — компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

При выборе игр необходимо учитывать следующие условия:

— «Помоги, но не навреди!» — главное условие, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.

— Игры должны соответствовать возрасту.

Информационные технологии в дошкольном образовании повышают качество воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

НОД по развитию количественных представлений посредством информационно-коммуникативных технологий встаршей группе

Тема: «Как ребята Маше помогали»

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, чувство ответственности, не оставлять маленьких детей в опасности, чувство отзывчивости, взаимопомощи при преодолении трудностей, доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, любознательность. Развивать самоконтроль в процессе работы; мелкую моторику; познавательный интерес к математике.

Обучающие:

‒ Закрепить представление детей о количественном составе числа из единиц, умение увеличивать каждое из чисел на единицу.

‒ Упражнять детей в решении арифметических задач.

Закрепить с детьми счет в пределах 10 с опорой на наглядный материал.

Закрепить навыки конструирования из геометрических фигур.

Речевые задачи:

Совершенствовать умение детей внимательно слушать воспитателя и правильно отвечать на вопросы обдумывая ситуацию, давать полные ответы.

Материал кзанятию:

Демонстрационный:Слайды с изображением героев сказки: «Гуси — лебеди»; слайды с летящими гусями; изображение печки; яблони с яблоками; корзины с примерами; изображение речки; дощечки для мостика с цифрами; волк; игрушка би-ба-бо Машенька и Ваня; избушка.

Раздаточный: Цифры от 1–10, геометрические фигуры — круги 10 штук, пирожки (бумажные) с примерами; тесто; геометрические фигуры — треугольники.

Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси — лебеди».

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встречи здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

У нас в зале много улыбчивых лиц

Скажем им «Доброе утро!»,

И улыбнемся.

(Звучит плач из телевизора).

Воспитатель: Кто это там плачет?

(Слайд 1.Появляется Машенька.)

Воспитатель: Что ты плачешь, девочка?

Машенька: Гуси унесли моего брата — Ванечку к Бабе Яге.

Воспитатель: Ребята, вы узнали эту девочку? Из какой она сказки?

Дети: Из сказки«Гуси — лебеди».

Машенька: Ребята, вы можете мне помочь найти Ваню, а то мне одной идти по лесу страшно, да и дорогу я не знаю.

Воспитатель: Мы сможем помочь Машеньке? А как?

Дети: Мы поможем Машеньке найти дорогу.

Воспитатель: Нам придется идти в лес. Гуси-Лебеди Ваню унесли, потому что их Баба-Яга заколдовала, злыми сделала. Чтобы они нас не схватили их надо расколдовать — сосчитать. Считать гусей мы будем за столами. А чтобы узнать, кому куда сесть я попрошу вас взять по одному шарику. На шариках карточки — сумма и разность предметов. Сосчитайте предметы на карточках. У кого ответ получится число 5 — сядут на правый ряд, а у кого получится число 6 — сядут на левый ряд.

(Выполняют задание).

Посмотрите, у вас на столах лежат круги. Вам нужно отложить столько кругов, сколько гусей сосчитаете. Внимание на экран.

(Слайд 2.Гуси по очереди прилетают на поляну.)

Один гусь летит над нами,

И один за облаками,

Один с правой стороны,

Один с левой стороны.

Один спустился на ручей,

Сколько было всех гусей?

Дети: Пять гусей.

Воспитатель: Давайте проверим.

(На слайде появляется правильный ответ).

Воспитатель: Правильно. Теперь можно отправиться в дорогу. Только вот дороги то мы не знаем. Кто нам поможет? Вспомните ребята, у кого Машенька в сказке подсказку просила?

Дети: Маша просила помочь печку.

(Слайд 3.Появляется печка.)

Воспитатель: Здравствуй печка. Печка, печка, помоги — нам Ванюшеньку найти.

Печка: Помогу я вам, только и вы мне помогите. Испеклись мои ржаные пирожки. Вытащите их.

Воспитатель: Ребята, но пирожки не простые — на них задание написано. Слева — фишки от домино с разным количеством точек, а справа цифры. Вам нужно сосчитать точки на фишках и соединить их с соответствующей цифрой.

Делать нечего, придется сосчитать, иначе без подсказки нам Ваню не найти. Я предлагаю вам взять по одному пирожку и сесть за стол.

Воспитатель: Задания у всех разные и ответы будут тоже разные.

(выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Положите пироги обратно на жаровню. Печка нам уголек оставила, куда он покатится — туда и пойдем.

(Бросают уголек).

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда это уголек нас привел.

Дети: Уголек привел нас к яблоне.

(Слайд 4.Появляется яблоня.)

Воспитатель: Давайте яблоню попросим о помощи. Яблонька, яблонька помоги нам Ванюшеньку найти.

Яблонька: Хорошо я помогу вам, только и вы помогите мне. Сорвите спелые яблочки с моих веток.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а какие на яблоне яблоки? (Ответы детей).

Под яблоней корзины с цифрами стоят. Одну корзину я дам команде под цифрой 5, а другую команде под цифрой 6. Команда под цифрой 5, вы догадались, сколько яблок надо положить в эту корзину?

Дети: Да, 5 яблок.

Воспитатель: Акакого они должны быть цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель: Команда под цифрой 6, вы догадались, сколько яблок надо положить в эту корзину?

Дети: Да, 6 яблок.

Воспитатель: Акакого они должны быть цвета?

Дети: Желтого.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Сколько яблок вы сорвали?

Дети: Мы сорвали 5 (6) яблок.

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли яблоне. А дорогу нам укажет яблочко, куда оно покатится — туда и пойдем.

(Бросают яблочко).

(Слышится рычание.)

(Слайд 5.Появляется волк).

Волк: Кто это тут идет? Как много детей? Вы тоже идете к бабушке.

Дети: Нет. Мы идем Ваню выручать.

Воспитатель: Ребята, а разве в сказке «Гуси-Лебеди» есть волк?

Дети: Нет

Воспитатель: А в какой сказке волк девочку к бабушке провожал?

Дети: Всказке «Красная Шапочка».

Воспитатель: Пропусти нас волк.

Волк: Выполните задание мое, тогда пропущу.

Воспитатель: Хорошо. Чтобы выполнить задание я попрошу вас сесть за столы. Посмотрим, какое задание для нас приготовил волк?

(Слайд 6.)

Воспитатель: Посмотрите: на экране домик с цифрами. Но одна цифра пропущенная. Подумайте, какая это цифра и напишите ее, не пользуясь карандашом.

Подумайте, чем еще можно записать цифру?

Дети: Слепить из теста.

Волк: Все правильно, молодцы. За то, что вы такие сообразительные я пропущу вас. А сам пойду Красную Шапочку искать.

Воспитатель: Ребята, вы устали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Авот глазки наши устали. Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Мы поднимем пальчик вверх

И опустим его в низ,

Влево, вправо повернем-

И по кругу обведем.

Вместе с вами поморгаем,

На секундочку уснем.

Дружно глазки открываем,

Их ладошами потрем.

Воспитатель: Теперь можем отправляться дальше.Посмотрите, а вот и речка.

(Слайд 5.Появляется речка.)

Дети: Речка, речка, помоги — нам Ванюшеньку найти.

Речка: Я вам помогу, только и вы мне помогите. Посмотрите, в моей речке нет ни одной рыбки, и мостика через речку нет. Запустите рыбок в речку и постройте мост из дощечек. По мостику вы сможете перебраться на другой берег и отправиться дальше.

Воспитатель: Поможем речке? Из чего же нам сделать рыбок?

Дети: (предлагают варианты ответов). (В тарелочке лежат треугольники, квадраты и круги.)

Воспитатель: Каждая рыбка должна состоять из трех треугольников одного цвета. Около речки лежат дощечки, из которых нужно построить мост. Команда под цифрой 5 — будут запускать рыбок, а команда под цифрой 6 — строить мост.

(Выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, рыбок запустили, мостик построили. Теперь, по мостику мы сможем перебраться на другой берег и идти дальше.

(Переходят речку, встречают Машу).

Маша: Как хорошо, что вы меня нашли, я знаю, куда идти дальше, я видела куда

прилетали Гуси-Лебеди, впереди избушка Бабы-Яги.

(Воспитатель надевает игрушку Машу на руку)

Воспитатель: Машенька, мы тебе поможем Ваню найти, пойдем с тобой дальше.

Вот мы и добрались до избушки Бабы Яги.

(Слайд 8- Баба Яга.)

Дети: Баба Яга, отпусти Ванюшу.

Баба Яга: Хитренькие какие. Сначала задачки мои решите.

1) Пять гусей пустились в путь.

Один решил отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. (4)

Баба Яга: Какие вы сообразительные. Придется вам отдать Ванюшу.

(Воспитатель надевает игрушку — Ваню на другую руку).

Воспитатель: Ну что ребята, Ванюшу мы вручили — теперь нам пора возвращаться обратно, а путь наш неблизкий. Давайте покушаем и тронемся обратно в путь.

Воспитатель: Какое доброе дело мы с вами сделали? Кому помогли?

Дети: Мы помогли Машеньке выручить Ванюшу.

Воспитатель: Анам легко было найти дорогу к Ванечке? Какие задания пришлось решать? Что для вас было самым трудным, а какое задание было самым интересным?

Уточнить, что нельзя оставлять маленьких детей без присмотра).

Ребята, Маша и Ваня говорят вам спасибо, за то, что вы помогли им.

Литература:

  1. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей Волгоград, 2010.
  2. Горвиц Ю. М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
  3. Дурова А. И. Современные технологии в учебном процессе./ А. И. Дурова, А. А. Вахрушев. // Начальная школа. — 2005. — № 12.- С.49.
  4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660–10).
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, цифра, гусь, Доброе утро, ребята, волк, задание, речка, Слайд.

Похожие статьи

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Похожие статьи

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Задать вопрос