Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Быкова, Е. В. Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста как формирование гражданской позиции / Е. В. Быкова, Н. Г. Гончарова, И. В. Булыгина, Е. А. Пыльненькая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1781/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня будущее нашей цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознает, что гуманистические ориентиры должны стать исходным при разрешении глобальных проблем.

В настоящее время обществу требуется новый тип личности, люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время общество ощущает «дефицит нравственности» Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы гражданственности, как личностного качества ребенка — члена общества.

Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Еще, будучи маленькими, они проявляют равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и равнодушие к чужому горю. Недостаточно проводится работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных документов. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Таким образом, общество заинтересовано в воспитании гражданских качеств личности, в возможности и необходимости воспитания основ гражданско-правовой культуры, а так же в воспитании патриотов страны. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Заботиться о будущем поколении, уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая в себя много различных аспектов:

− Традиции и обычаи народа;

− История его развития;

− Духовное наследие и т. д.

Если целесообразность этого процесса нарушается, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Это подтверждают многочисленные исследования в области дошкольной психологии и педагогики. Они свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины — родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание. Это «Наследие» М. Ю. Новицкой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой; система работы «патриотическое воспитание» Н. В. Алешиной; «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук; «Мы живем в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой и другие.

Инновационная направленность этой работы существует в форме условной (относительной) новизны. Как ранее, так и сейчас эта проблема была и является актуальной, а инновационный потенциал совершенствуется в связи с требованиями нового времени, а именно:

− Ориентация на культурно-нравственные ценности.

− Высокий уровень требований к образованию и развитию детей.

− Изменение ведущих методологических подходов к данной проблеме.

Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию и как она проходит в нашем дошкольном учреждении и в нашей группе, я сейчас расскажу.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию и проходит через все виды детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, то есть комплексно, по принципу «от простого — к сложному». Изучив задачи развития по младшему и старшему возрасту, предъявляемыми программой «Истоки», по которой работает наш детский сад, мы пришли к выводу: чтобы охватить все направления, нужно выделить наиболее важные и значимые. На наш взгляд, это следующие:

  1. Я— человек. Моя семья.

Проводя работу по этому направлению, мы тесно сотрудничали с родителями. Дети вместе с родителями составляли и защищали мини-проекты «Мое семейное древо», «Традиции нашей семьи», «Наши реликвии», «Мой прадед — герой». К работе мы привлекали бабушек и дедушек, мам и пап. Папы помогали нам ремонтировать игрушки, что-то мастерили с детьми. А ведь это так важно, когда взрослый живет интересами ребенка. Бабушки в течение года занимались с девочками в кружке «Волшебный клубочек», «Рукодельница». Дети с нетерпением ждали таких занятий, а потом с гордостью говорили: «Это моя бабушка научила!»

  1. Права человека.

− Основные права и свободы ребенка.

− Нормы и правила поведения.

По этому направлению было составлено тематическое планирование, были сделаны яркие презентации, чтобы детям нагляднее можно было показать материал. С помощью родителей был создан альбом «Маленьким детям — большие права». К выборам в прошлом году был организован конкурс рисунков: «Всей семьей — на выборы!» Лучшие рисунки были выставлены на территориальном избирательном участке, который находится в нашем детском саду.

  1. Труд человека.

В этом разделе важно показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Знакомя детей с трудом взрослых, старались показать им значимость любой профессии. Знакомили их с выдающимися людьми нашего города, республики.

  1. История икультура русского, хакасского идругих народов.

Быть гражданином и патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. У нас в группе дети разных национальностей — русские, хакасы, татары, немцы. Мы проводили «Посиделки» где родители рассказывали о традициях, угощали национальными блюдами, знакомили с играми.

В детском саду создан мини-музей «Горенка», где собраны небольшие экспозиции по быту русских и хакасских народов. Вместе с родителями выезжали в Абакан на экскурсию в краеведческий музей.

  1. Природа (Хакасия, Россия).

Чтобы научить ребенка любить природу, ее надо любить самому. Для знакомства я старалась выбирать яркие образы, конкретные, вызывающие интерес. И здесь мы привлекали к сотрудничеству родителей. Выезжая на отдых, родители снимали, фотографировали, а мы в группе оформляли выставку «Как мы отдыхали», смотрели с детьми смонтированный родителями фильм «Краше нет родного края». Вместе с детьми собирали гербарии, знакомились с животными и растениями из «Красной книги», проводили викторины, конкурсы.

  1. Экскурсии.

Вместе с родителями мы разработали «Маршрут выходного дня», это походы в музей, к памятникам. Мы старались показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Оптимально сочетать различные формы работы по этому направлению нам помогло составление долгосрочного проекта «Растим Человека, Гражданина, Патриота!» ведущая идея нашего проекта заключается в том, что сотрудничество всех взрослых, окружающих ребенка, в вопросах патриотического воспитания, а также интеграция направления работы будет способствовать более прочному усвоению детьми нравственных ценностей.

В проект включены различные виды деятельности:

− Организационная деятельность — беседы, занятия, экскурсии.

− Совместная деятельность — проведение развлекательных тематических мероприятий, военно-спортивная игра «Зарничка», спортивные, музыкальные досуги, конкурсы, викторины.

− Самостоятельная деятельность — рисование, аппликация, ручной труд; дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные.

− Работа с родителями — привлечение их к проведению совместных мероприятий, участие в конкурсах, праздниках, выпуск стенгазет, сбор материала и оформление уголка.

Прежде чем начать работу по проекту, были выделены основные этапы его реализации:

  1. Информационно-аналитический. (Август — сентябрь)

Здесь мы провели анкетирование родителей; выявили интересы воспитанников, наличие знаний по теме (разработали критерии); оформили информационный уголок.

  1. Организационно-практический. (Октябрь — апрель).

Утверждение плана мероприятий; подбор материала; обновление информационного уголка.

  1. Итоговый. (Май).

Подведение итогов; проведение «Большого семейного праздника», где дети и родители выступали со своими работами «Моя семья», «Мой прадед — герой войны» и другие.

В конце года был проведен мониторинг знаний детей. Он показал следующие результаты: уровень усвоения знаний на начало года составил — 62 %, на конец года — 93 %

Мы увидели, что наши дети осознали основные нравственные ценности — доброта, уважение к истории своего народа, толерантность по отношению к другим. Они усвоили не только права каждого ребенка, но и свои обязанности. Экскурсии помогли больше узнать о своем родном городе. Я считаю, что мы приложили все усилия для того, чтобы сформировать у наших детей патриотические чувства.

В заключение хочу сказать, что решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

− «Позитивный центризм» — отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста.

− Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

− Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, интересов.

− Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

− Деятельностный подход.

Литература:

  1. Арушанова Л. Ф. Программа «Истоки». Москва, Просвещение, 2003 г.
  2. Александрова Ю. Е., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания. Волгоград, 2006 г.
  3. Виноградова Б.Ф, Козлова С. А. Наша Родина. Москва, Просвещение, 1984 г.
  4. Князева О. Л. Программа социально-эмоционального развития ребенка. Я — Ты – Мы! Москва, Мозаика-Синтез, 2005 г.
  5. Гончарова И. В., Шадрина О. Н. Растим юного гражданина. Абакан, 2007 г.
  6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Айрис-Пресс, М,2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной город, детский сад, дошкольный возраст, патриотическое воспитание, работа, родитель, информационный уголок, Мой прадед, нравственно-патриотическое воспитание.

Похожие статьи

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Духовно-нравственное развитие младших школьников как предмет педагогического исследования

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос