Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, И. В. Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы) / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1797/ (дата обращения: 16.10.2024).



Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. В наше время все компьютеризировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги — дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.Основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. 21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи — это возраст от 1 года до 3 лет. Сегодня мы более тщательно рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет… Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В группе создана зона сенсомоторного развития — одна из важных зон, способствующих развитию детей. Я подобрала для нее разнообразный материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь всевозможные шнуровки, мозаики, конструкторы, пирамидки, матрешки и т. д. Немного расскажу о некоторых сенсомоторных играх, которые я использую в работе: Дидактическая игра» Умелые руки! Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — хорошо знакома всем. Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет. Дидактическая игра «Выложи картинку». Здесь использую обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм. В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Варианты заданий, которые я использую в работе с детьми:

− «Большой — средний — маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.

− «Мягкий — твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).

− «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).

− «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

− Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.

− Игрушки, состоящие из геометрических фигур — вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

− Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать. Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют: игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.Таким образом, эффективность использования дидактических игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников — М.; «Академия», 1998.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М., «Просвещение», 1991.
  3. Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, игра, предмет, развитие, мелкая моторика, речевое развитие детей, успешное обучение.

Похожие статьи

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Задать вопрос