Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»
Авторы: Чекунова Наталья Владимировна, Баркалова Ольга Александровна, Гунькина Маргарита Ивановна, Григорьева Наталья Николаевна, Иконникова Анна Игоревна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 23.12.2016
Статья просмотрена: 1036 раз
Библиографическое описание:
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» / Н. В. Чекунова, О. А. Баркалова, М. И. Гунькина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1800/ (дата обращения: 19.12.2024).
ПАСПОРТ проекта
Название проекта |
«Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» |
Основная идея проекта |
Создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры. |
Методологическая основа проекта |
Методологическая основа проекта опирается на следующие теории: коллективного творческого дела (И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро), теория личности (Э. Берн, Э.Фромм), психология личности (С. А. Рубинштейн, К. Г. Юнг, И. С. Кон), работы педагогов, посвященные проблемам нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения (В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский). |
Используемые педагогические технологии (указать какие) |
1. Технология проектной и исследовательской деятельности. 2. Технология сотрудничества. 3. Деятельностный подход. 4. Личностно-ориентированная технология. 5. Технология коллективного способа обучения. |
Взаимодействие своспитанниками (укажите основные формы участия воспитанников впроекте) |
1. Беседы о русском народном фольклоре, традициях, обычаях. 2. Рассматривание иллюстраций, книг о русском народном фольклоре. 3. Подготовка и проведение итоговых мероприятий проекта: «Русские народные подвижные игры» (средний дошкольный возраст); «Веселая матрешка» (младший дошкольный возраст); «Веселая карусель», «Русского танца душа» (старший дошкольный возраст). |
Взаимодействие сродителями (укажите основные формы участия родителей впроекте) |
Информированность родителей о мероприятиях проекта, участие родителей в проекте в качестве гостей, исполнителей, помощников в оформлении мероприятий. Отношение родителей к проекту. |
Дополнительная информация опроекте (интересные сведения, нераскрытые предыдущими графами) |
Создание тематических выставок, подготовка и участие в музыкально-спортивных мероприятиях, такая бесспорно плодотворная деятельность является уникальным средством объединения всех членов педагогического процесса, который в будущем может стать своеобразной традицией в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» |
Транслируемость |
Возможность использования опыта реализации проекта другими участниками образовательного пространства (обмен опытом в рамках традиционных организационных форм взаимодействия участников образовательного пространства — открытые мероприятия для педагогической общественности). |
Описание проекта
Обоснование необходимости проекта.
Анализ существующей педагогической ситуации говорит о низкой просвещенности детей в вопросах русского народного творчества, через фольклор, что позволяет сделать вывод о необходимости нравственно-патриотического воспитания не только образовательным учреждением, но и семьей. Формирование чувства гордости за свою страну, уважительное отношение к русским народным традициям, должно быть систематизировано и комплексно. Именно такой подход позволит эффективному воспитанию чувства патриотизма у детей.
Реализация проекта «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно- патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» призвано решить эту задачу через познавательно-практическую деятельность воспитанников совместно с родителями и педагогами, что способствует расширению социально-коммуникативной практики. Следовательно, реализация проекта позволит решить данную проблему, как в рамках образовательного учреждения, так и в соответствии с государственными приоритетами в системе образования.
В период с 12.09.2016г. по 10.11.2016г. в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 148» был создан и воплощен в жизнь проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры».
Создание проекта «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению. В настоящем проекте раскрывается актуальностьрегионального компонента в системе общего образования.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры».
Цели проекта:
Разработать систему мероприятий по подготовке к реализации настоящего проекта.
Создать условия для ознакомления детей с русскими народными традициями и обычаями.
Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов.
Формирование знания об истоках русской народной культуры через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.
Формировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.
Формировать толерантность, уважение к традициям и обычаям своей малой родины, чувство гордости за свой народ.
Воспитание в ребенке культурного слушателя — понимающего, любящего и умеющего слышать музыку.
Повышение уровня общей музыкальной культуры у родителей, укрепление культурных традиций в семье.
Формировать у детей потребность в общении с русской народной музыкой.
Участники:
Музыкальные руководители, педагог дополнительного образования (хореограф), инструктор по физической культуре, воспитатели, администрация.
Тип проекта: творческий.
Срок проекта: два месяца.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный. Методическая работа над проектом «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры». Проведение собрания творческой группы по организации проекта. Создание презентации проекта.
2. Реализационный.
Подготовка к проведению итоговых мероприятий проекта: спортивный праздник «Русские народные подвижные игры» (средний дошкольный возраст); «Веселая матрешка» (младший дошкольный возраст); «Веселая карусель», «Русского танца душа» (старший дошкольный возраст). Информированное родителей о мероприятиях проекта, участие родителей в качестве гостей, помощников в оформлении мероприятий.
3. Результативный. Проведение итоговых мероприятий проекта. Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Сформированы нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.
Сформировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.
Формирование толерантности, уважение к традициям и обычаям своей малой родины, чувство гордости за свой народ.
Воспитание в ребенке культурного слушателя — понимающего, любящего и умеющего слышать музыку.
Повышение уровня общей музыкальной культуры у родителей, укрепление культурных традиций в семье.
Формирование у детей потребность в общении с русской народной музыкой.
Педагоги:
Осуществление инновационной деятельности.
Повышение профессионального уровня.
Развивающая предметно-пространственная среда. Шумовые музыкальные инструменты своими руками. Изготовление шумовых инструментов в русском народном стиле, стала идея показать детям как можно изготовить свой шумовой инструмент, из каких материалов, какие звуки могут издавать те или иные шумовые инструменты.