Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
Авторы: Акимова Елена Валерьевна, Комиссарова Людмила Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 28.12.2016
Статья просмотрена: 1338 раз
Библиографическое описание:
Акимова, Е. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / Е. В. Акимова, Л. В. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1834/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ будет успешным при комплексной работе: во время игр, наблюдений, в повседневной жизни. Данный материал будет полезен воспитателям, экологам и родителям.
Ключевые слова: экологическое воспитание, наблюдения, прогулки, природа
Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.
Н. Гарин-Михайловский
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Одним из основных средствпознания природы наряду с чтением художественной литературы является наблюдение. Так как детям особенно интересны предметы и явления природного мира, то эту детскую любознательность очень важно поддерживать и развивать, воспитывая у детей положительные качества личности, формируя любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Организуя данную работу с детьми, мы поставили задачи:
‒ воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
‒ воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
‒ воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;
‒ формировать умение определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках.
В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.В осеннее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживойприроды, растительным и животным миром, трудом людей. Тематика их разнообразна:
‒ наблюдения за деревьями, листопадом;
‒ птицами;
‒ животными, их повадками и особенностями поведения;
‒ снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;
‒ свежим морозным воздухом;
‒ солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее и др.
Наблюдениям детей стараемся придавать активный характер — учим по возможности не только смотреть, а видеть все подробности; понять, почему происходит то или иное явление. Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если мы научим их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений стараемся использовать художественное слово: стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественных произведений (А.Твардовский «Лес осенью», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», А.Майков «Осень»). Также знакомим детей с народными мудростями: приметами, загадками, легендами, хороводными песнями, пословицами, поговорками. Рассматриваем репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», книжные иллюстрации с изображением осенних пейзажей.
Стараемся давать детям целевую установку для наблюдения: сначала мы рассмотрим предметы, затем зарисуем, а позже можно придумать рассказ, танец. На прогулках, рассматривая с детьми осенние деревья, которые растут в нашем краю (клен, береза, рябина, дуб, сосна, тополь), обращаем внимание на листья, их расцветку, форму, собираем красивый букет из осенних листьев. А в группе мы рисуем наши листочки, как мы их представляем: на ветке дерева или в полёте над землёй. Приучаем детей высказывать собственные впечатления, придумывать мини-рассказы «О чём нам может рассказать листок?» Вот высказывания детей: «Листочек не хочет улететь с дерева, потому что это его дом, в котором он родился и вырос. Он с дерева смотрит на машины, людей, дома» (Серафим, 5 лет), «Листочек мечтает оставаться на веточке дерева, чтобы смотреть на другие деревья, на море, на солнышко и любоваться этой красотой» (Кирилл, 5 лет), «Листочек хочет путешествовать в другие страны и найти себе там новых друзей» (Таня, 5 лет). После этого дети с удовольствием импровизируют под музыку, придумывают движения для танца «Мы — осенние листочки».
На прогулках беседуем с детьми о том, как растения готовятся к зиме: формируем у детей представления о состоянии растений осенью, даем знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, о способах распространения семян. Проводим несложные опыты «Летающие семена», «Ветер расселяет деревья по новым местам» с целью знакомства детей с ролью ветра в жизни растений. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.Усвоенные знания в процессе наблюдения получают своё дальнейшее развитие в деятельности детей:
‒ в продуктивной (рисовании, лепке, аппликации);
‒ в игровой: «Найди дерево по описанию», «Скажи наоборот», «С какой ветки детки?», «Лото», «Придумай загадку об осени», «Определи с какого дерева плод».
Большое внимание придаём беседам с детьми о птицах:
‒ «Какие птицы остаются с нами?»,
‒ «Птицы — наши друзья!»,
‒ «За что мы можем сказать им спасибо?»
Рассказываем детям о том, что птицам посвящены стихи и загадки, сказки. Вспоминаем сказки «Гуси-лебеди», «Лягушка-путешественница», «Дюймовочка» и др. Во времянаблюдений стараемся применять меткие народные мудрости: потешки, сказки,легенды, хороводные песни, заклички, пословицы, поговорки, приметы, например, «Вороны каркают стаей — к морозу» и др. В своей работе мы используем произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого. Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Рыбий дом», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в природе.
Некоторых зимующих птиц в холодное время года подкармливает рябина. Рассказываем детям о том, что в морозы её ягоды становятся сладкими. На прогулке мы любуемся рябиной, набираем немного ягод, собираем опавшие листья для аппликации, а в группе делаем аппликацию: гроздья рябины и прилетевших к ним птиц.
Наблюдаем с детьми за тем, как осень стелет ковры. Они получаются красивые, яркие, разноцветные. Мы тоже можем сделать такой ковер в группе. Для этого рвём из цветной бумаги маленькие желтые, красные зелёные листочки и клеим их густым покрывалом на картон. Получается осенний коврик. На коврик лепим и ставим дерево, ведь это оно помогло сделать коврик из своих листиков. Дальше дети фантазируют: лепят под деревом ёжиков, грибы, корзинку с дарами осени.
Очень важно, чтобы интерес детей к природе, желание её познать поддерживали родители. Поэтому мы готовим буклеты для родителей с рекомендациями «Развитие у детей познавательных интересов к природе».
После чего предлагаем родителям обратиться к детям с вопросом: «Как ты думаешь, осень — это утро, ночь, день или вечер года? Правильно, вечер. А вечером, мы готовимся ко сну! Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождём. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится зимой? Давайте сочиним сказку и нарисуем её!» Дети с удовольствием приносили сказки, сочиненные совместно с родителями, в детский сад, знакомили с ними своих товарищей. Все сказки в группе читали, обсуждали, рассматривали рисунки и оформили книгу сказок. Вместе с детьми придумали название книги «Волшебные сказки о природе». Дети предлагали разные варианты: «Книга наших сказок», «Добрые сказки», «Что нам осень подарила?», «Что снится земле?» и т. д.
Вот «Сказка про осень», сочинённая Леонидом А. совместно с родителями: «В сказочном лесу на опушке жила-была бабушка Осень. Целый год она в своей избушке вяжет для зверят варежки и носочки, готовит вкусные угощения. Когда наступала её пора, она выходила на прогулку по лесу со своей волшебной веточкой, которой раскрашивала деревья в жёлтый и красный цвет.
Как-то раз бабушка ушла на прогулку по лесу без своей волшебной веточки и забыла закрыть дверь за собой. В избушку пробралась зима и заморозила там всё. Волшебная веточка покрылась льдом. На улице сразу стало темнеть и холодать. Бедные зверята не успели приготовить запасы на зиму. Птички не успели улететь в тёплые края. Небо заволокло облаками. В одном из таких облаков жила маленькая капелька. Она взглянула на землю и пожалела бедных зверей и птиц. Ей очень захотелось помочь всем.
Облачко полетело быстрее над землёй, а капелька внимательно смотрела вниз, ища глазами бабушку Осень.
Бабушка Осень сидела на пеньке на окраине леса и отдыхала. Капелька капнула бабушке на ладошку и рассказала ей о беде, которая приключилась за время её отсутствия. Бабушка Осень поспешила к себе в избушку. Она отогрела свою волшебную веточку. А на земле всё пошло своим чередом. Зверятам она подарила много гостинцев, а птиц проводила в тёплые края».
В результате целенаправленной работы дети овладели новыми знаниями о природе в осенний период, активно включились в процесс наблюдения, научились размышлять, сравнивать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, освоили причинно-следственные связи, отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами, качествами. В результате проделанной работы дети стали бережнее относиться к живой природе, стали проявлять большой интерес к поделкам из природного материала и поняли, что осень — это замечательное время года, когда можно собрать много шишек, листочков, желудей и др. для своих работ.
Мы отметили, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение, дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.
Таким образом, важнейшим средством воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса дошкольников к богатству родного края!
Литература:
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб: «Детство-Пресс», 2015.
- Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет, Санкт — Петербург, «Детство — Пресс», 2011.
Похожие статьи
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания
В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...
Похожие статьи
Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...
Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте
В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Физическое развитие старших дошкольников в условиях семейного воспитания
В статье сделан акцент на актуальности роли семьи в процессе физического развития ребенка- дошкольника, даны рекомендации родителям по организации физического развития дошкольников в условиях семейного воспитания, рассмотрены механизмы, которые помог...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...