Мастер-класс на тему «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по физической культуре» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 2124 раза

Библиографическое описание:

Чаш-оол, Ч. О. Мастер-класс на тему «Использование метода наглядного моделирования на занятиях по физической культуре» / Ч. О. Чаш-оол. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1847/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.

Задачи:

  1. Воссоздание педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса педагогической технологии;
  2. Выявление практических способностей к изготовлению дидактических пособий и проведению дидактических игр с детьми.
  3. Обучение педагогов конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.
  4. Популяризация инновационных идей, авторских находок педагога-мастера.

Ожидаемые результаты:

  1. Понимание участниками мастер-класса сути системы педагога- мастера.
  2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
  3. Активизация творческой деятельности участников мастер-класса.
  4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам физического воспитания.
  5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер-класса.

1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты):

а) рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;

б) ознакомление участников мастер-класса основными приемами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.

2. Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога-мастера в форме практического показа участникам мастер-класса.

3. Рефлексия: подведение итогов.

Оборудование: карточки — схемы, мячи, картинки с изображением эмоций.

Методы иприемы: словесный, наглядный, игровой.

Предварительная работа: изучение методической литературы, информации Интернет-ресурса

Передо мной, как инструктором, стояла задача: подобрать и разработать собственную модель работы, используя уже имеющиеся программы, рекомендации, сочетающую в себе как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с детьми, родителями и педагогами. Основными теоретическими источниками для этого послужили.

1. Книга «Воспитание здорового ребенка», автор-Маханева М. Д.

2. Программа «Здоровье» В. Г. Алямовской

3. Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева

4. Материалы «Работаем по программе «Старт»

5. Материалы курсов по здоровому образу жизни Т. П. Кульковой и И.Афонина

6. Статьи из опыта работы детских садов России (в том числе и Тувы) Интернет-ресурс.

Тщательно изучив и проанализировав данную литературу, проведя диагностическое обследование физических качеств детей, была составлена система работы по физическому воспитанию, которая включала в себя занятия, утреннюю гимнастику, кружок, спортивные развлечения. Основной формой проведения этих мероприятий была выбрана нетрадиционная, чтобы избежать однообразия, подчинения жесткой методике проведения и развивать у детей физические способности, а также поддерживать интерес к занятиям физкультурой и спортом. Были найдены формы организации самостоятельной физкультурной деятельности детей, решающие задачи не только физического, но и умственного, эстетического воспитания.

Проделано много работы по составлению конспектов занятий в нетрадиционной форме, так как практического материала в выше указанной литературе очень мало и дан он в сокращенном варианте. Пришлось проявить выдумку и творческий подход к этому.

Так как основной задачей развития умственных способностей является развитие способности детей к наглядному моделированию, я в своей работе старалась как можно шире использовать наглядное моделирование. При ознакомлении со спортивным инвентарем использовался прием соотнесения предмета по цвету, форме, величине с эталоном. В подвижных играх «Найди предмет», «Найди и принеси» применялись словесные и материальные эталоны: «Найди предмет маленький, круглый, красный».

При изучении различных способов построений и перестроений, а также передвижений в подвижных играх «Найди свое место», «Чья команда быстрее соберется?" детям предлагались следующие эталоны:

‒ карточка с нарисованным кругом — построение в круг:

‒ с нарисованным квадратом — по периметру зала;

‒ на карточке кружки без определенного порядка — врассыпную (то есть соотнесение по форме);

‒ соотнесение по размеру — команда 1 строится в большой круг, команда 2 — в маленький.

‒ Модель в виде убывающих по величине прямоугольников, кругов использовалась мной при построении в шеренгу или колонну по росту.

Сопоставление полосок по длине позволяет сравнивать объекты по выраженности определенного признака:

— по выраженности силы — слон, лошадь, лиса, заяц;

— по выраженности скоростных качеств — заяц, лиса, лошадь, слон.

Далее на каждой карточке с изображением животного графически обозначаются упражнения, направленные на развитие соответствующих физических качеств. В процессе комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки обозначение «станций» соответствующей карточкой позволяет детям осознанно подходить к выполнению каждого задания.

Наглядное моделирование использовалось в играх малой подвижности «Найди предмет», «Где спрятаны сокровища». Дети по имеющемуся плану спортзала и отмеченному месту искали предмет, игрушку и т. д.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой осмысленной моторики.

В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются «готовой данностью». Педагог должен выработать у него отношение к тому и другому не как к данности, а как к заданности (от слова «Задача»). Подобное отношение и может быть квалифицировано как подлинно культурное — осмысленное, разумное, творческое.

Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения. Его развитию способствуют специальные игровые задания, выполняя которые преодолевается стереотип действия с каким-то предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов (обыгрывание предметов). Скажем, если это мяч, то дети пытаются «рисовать» им невидимые контуры различных вещей (цветка, звезды), раскручивать его на полу, как волчок, раскачиваться на нем, как на качелях и т. д.

Другую группу аналогичных заданий составляют задания на придумывание названий выполняемых движений. Например, по указанию педагога 2 мальчика несут девочку на скрещенных руках. Дети должны придумать название этого небольшого двигательного сюжета. Обычно дети предлагают самые разные названия: «лошадка», «носильщики», «силачи», «королева» и т. д. В ряде случаев эти названия демонстрируют развитую силу образного сравнения.

Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительности движений.

Достижение выразительности движений — это своеобразная «сверхзадача» двигательного воображения. Это не только построение нового образа и вхождение в него, но ещё и передача через образ определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку. Можно использовать игровые задания на перевоплощение, типа «На какое животное ты похож?". Также можно использовать двигательные инсценировки-драматизации. Они представляют собой разыгрывание темы или сюжета без подготовки в форме двигательной импровизации. При отборе содержание указанных инсценировок используется литературный материал, фольклор, вымышленные и реальные сюжеты из повседневной жизни.

Тем самым закладывается предпосылка формирования произвольной моторики. Другой предпосылкой этого служит воспитание способности эмоционально переживать движение в качестве особого события и выражать в движении свои переживания и чувства (показ картинок с эмоциями).

Ходьба

‒ в заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты)

‒ выражая определенное настроение (уверенно, устало, бодро)

Бег

‒ выразительный бег (радостный, неуклюжий, от опасности)

‒ групповой бег с вхождением в образ (ручеёк, волна)

Прыжки

‒ прыжки с принятием игровой роли (лягушки, кошки);

‒ имитирующие движения рук и ног в прыжке — крылья птицы, руки пловца в воде;

‒ «прогулка по небу» (отталкивание от воображаемых облаков)

Лазание

‒ изображение реки, текущей под мостом

имитация движений ползающих животных (змеи, жуки) с переползанием друг через друга

Метание

‒ игровые упражнения: «Что можно делать с обручем?"

‒ выразительные броски мячом (слабые, усталые, шаловливые, из необычных позиций)

Равновесие вхождение в образ канатоходца

Таким образом, тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом освоения, познания, преобразования и оценки. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая «необыденная» действительность, как специфическая «культура», к которой ещё только предстоит приобщиться.

Литература:

  1. Книга «Воспитание здорового ребенка», автор-Маханева М. Д.
  2. Программа «Здоровье» В. Г. Алямовской
  3. Программа «Здравствуй» М. Л. Лазарева
  4. Материалы «Работаем по программе «Старт»
  5. Материалы курсов по здоровому образу жизни Т. П. Кульковой и И.Афонина
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательное воображение, наглядное моделирование, движение, задание, игровая роль, мир движений, предмет, участник мастер-класса, физическое воспитание.

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»

Мастер-класс «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Мастер-класс на тему «Технология использования логоритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях»

Мастер-класс «Правила технологии ускоренного запоминания информации на уроках английского языка»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление нетрадиционного оборудования для проведения дыхательной гимнастики»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии»

Мастер-класс «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Мастер-класс на тему «Технология использования логоритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях»

Мастер-класс «Правила технологии ускоренного запоминания информации на уроках английского языка»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы на тему «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер-класс для педагогов «Изготовление нетрадиционного оборудования для проведения дыхательной гимнастики»

Мастер-класс для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития познавательно-игровой активности у детей дошкольного возраста»

Задать вопрос