Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 06.01.2017

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Мандрыкина, Г. А. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений (6–7 лет) / Г. А. Мандрыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1855/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема: «Сравнение по объёму»

Цель: Формировать представления об объёме жидких и сыпучих веществ.

Задачи:

  1. Сформировать представление об измерении объёма сосудов с помощью мерки.
  2. Закрепить представление о сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
  3. Закрепить понятие о том, чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
  4. Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.
  5. Развивать воображение, логическое и вариативное мышление, внимание, память, тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение.
  6. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Методы и приёмы:

  1. Словесные методы: беседа, вопросы, художественное слово.
  2. Наглядно-иллюстративный метод.
  3. Слуховой метод.
  4. Игровой метод: дидактические игры.
  5. Поисково-исследовательский метод: эксперимент с крупой.
  6. Рефлексивный метод.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: чайник с водой; две кастрюли одинакового объёма, но разной формы; 2 куклы; 3 стакана; столовая и чайная ложка; картинки воробья, голубя; крупа.

Раздаточные: две тарелки, чайная ложка, крупа,

Аудиоресурсы: запись чириканья воробья.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Воспитатель собирает детей около себя):

— Доброе утро ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку. Вот такое настроение мы оставим на весь день.

— Ребята, в нашем детском саду трудится много сотрудников. Скажите, кто готовит пищу для детей всего детского сада?

— Что вам больше всего нравится кушать в детском саду?

— Вы знаете, ребята, куклы Маша и Даша решили сварить себе на завтрак кашу, а как это сделать, они не знают.

— Хотите помочь накормить кукол (Да).

— Сможете это сделать? (Наверное).

2. Актуализация знаний

Игра «Разные кастрюли»

Дидактические задачи: актуализировать способ непосредственного сравнения сосудов по объёму с помощью переливания, развивать внимание и память, коммуникативные качества.

(Дети подходят к столу, на котором находятся две кастрюли одинакового объёма, но разной высоты, чайник с водой и чашка)

— Каши надо сварить одинаковое количество для Маши и для Даши, но Маша любит манную кашу, а Даша — пшеничную. Можно ли это сделать в одной кастрюле? (Нет).

— Правильно, разные каши нужно варить и в разных кастрюлях.

— Знаете ли вы, как варят кашу?

Выслушиваются все ответы детей

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать, равны ли кастрюли по объёму?

(Дети предлагают свои варианты и решают налить из чайника воду в одну кастрюлю до краёв, перелить её во вторую)

—Что можем сказать? Равны ли кастрюли по объёму? (Равны)

— Почему вы так решили? (Воды в них поровну).

— Когда мы сможем сказать, что кастрюли равны по объёму? (Если вторая кастрюля тоже наполнится до краёв)

— А если во второй кастрюле останется место? (Тогда объём второй кастрюли больше).

— А если вода из первой кастрюли не вместиться во вторую? (Тогда больше объём первой кастрюли).

3. Затруднение в ситуации

Игра «Разные кастрюли» (продолжение).

— Но ведь в кастрюлю надо будет ещё положить крупу и что тогда произойдёт?

— Надо ли воду в кастрюлю для того, чтобы сварить кашу, наливать до самого края? (Нет)

— Смогли ли вы правильно налить воду для варки каши? (Нет, не смогли)

— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как отмерить воды поровну.)

4. Открытие нового знания

— Как это узнать? (Попробовать придумать самим, узнать у взрослых).

— А может стакан нам поможет? Это не простой стакан, он называется мерным стаканом. Мерный стакан с делениями, эти деления обозначают объём жидкости, которая в нём налита. А если мерного стакана нет, то можно взять мерную кружку, которая поможет отмерять не только жидкость, но и сыпучие вещества: сахар, муку, крупы.

— Чтобы приготовить любое блюдо, что нам нужно знать? (Рецепт).

— Что такое рецепт?

— Чтобы каша для Маши и Даши получилась вкусной, есть тоже рецепт: два стакана воды и четыре чайные ложки крупы.

(Воспитатель помогает сформулировать способ измерения объёма с помощью мерки и проделывает названные действия с проговариванием)

— Сначала в кастрюлю нальём воду. Надо наполнить стакан водой до краёв и вылить в кастрюлю.

— Необходимо считать количество стаканов, которые вылили в кастрюлю. Такое же количество таких же стаканов надо вылить в другую кастрюлю.

— Смогли мы правильно налить воду? (Да)

—Что теперь нужно сделать? (Отмерить крупу).

—Правильно. Немного отдохнём и отправимся на кухню.

Физминутка.

5. Включение нового знания в систему знаний

5.1. Игра «Повара».

Дети подходят к столам, на которых находится две ёмкости с крупой, две тарелочки и мерка на каждого.

— Какая крупа находится на ваших столах? (Манная крупа и пшеничная)

—Как будет называться сваренная вами каша для кукол? (манная, пшеничная)

— Чем можно отмерить нужное количество крупы?

— Можно ли мерять горстью? (Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.)

Педагог предлагает на выбор ложку, блюдечко.

— Как вы думаете, чем удобнее отмерить крупу?

В процессе обсуждения приходят к выводу, что ложкой удобнее. Маша и Даша решили вам помочь отмерить крупу чайной ложкой. Маша насыпала вот столько манной крупы (ложка «с горкой», а Даша — вот столько пшеничной (неполная ложка, а я насыпала вот столько манной крупы (полная ложка «по края»).

— Скажите, равное ли количество крупы мы отмерили? (Нет)

— Почему?

В процессе обсуждения детей подводят к требуемой технике отмеривания: чтобы у всех крупы было одинаково, наполнять мерку надо «по край», как у воспитателя.

— Чем куклам служила чайная ложка? (Меркой)

— Вы помните, что по рецепту для каши надо положить 4 чайные ложки крупы. Насыпьте в каждую из тарелочек по четыре мерки крупы.

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

‒ взять мерку;

‒ решить, сколько мерок крупы будет высыпано в каждую тарелочку (чтобы не забыть, можно выложить фишки);

‒ наполнить мерку доверху, лишнюю крупу счистить лопаткой;

‒ насыпать сначала в одну тарелочку нужное количество мерок манной крупы;

‒ насыпать в другую тарелочку столько же мерок пшеничной крупы.

— Измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным.

— Отнесём наши тарелочки с крупой на поднос, а в конце занятия попросим наших поваров помочь сварить вкусную кашу. Теперь Маша и Даша знают, как правильно отмерить воду и крупу для каши.

5.2. Игра «Накормим птичек».

— Сегодня к нам прилетел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?

— Давайте я дам вам подсказку. (Включается звук чириканье воробья)

— Эту птицу каждый знает.

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

— Просыпайся поскорей

Всех торопит: (воробей).

— Воробей прилетел к нам не просто так! Сегодня утром было так холодно, и ему очень захотелось покушать. К нему подошла девочка и дала мешочек с пшеницей. Он был очень рад этому.

— Как мы можем узнать сколько воробьёв можно накормить этой пшеницей, если один воробей может съесть 1 чайную ложку пшеницы? Что для этого надо сделать?

(Измерить пшеницу чайной ложкой).

— Да, мы с вами будем измерять пшеницу с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка. (По желанию выходит ребёнок и проводит измерения).

— Сколько всего получилось ложек? (Ответ детей).

— Представьте, что к кормушке прилетели голуби. Как вы думаете, кто съест больше пшеницы: воробей или голубь? (Голубь).

— Почему вы так думаете? (Потому что, голубь больше воробья).

— Давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством пшеницы, если предположить, что один голубь может съесть одну столовую ложку.

(Измеряем пшеницу и узнаем количество столовых ложек.) На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).

— Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить? (10 > 5).

— А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество пшеницы?

(Чем больше мерка, тем меньше число измерений мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше получится результат.)

— Молодцы! У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыплем угощение в неё для птиц.

6. Итог

Воспитатель собирает детей около себя.

— Чем вы сегодня занимались? Кому сегодня помогли?

— Как вы думаете, почему вам удалось сварить вкусную кашу для кукол? (Потому что мы научились сравнивать объём с помощью мерки).

Основные термины (генерируются автоматически): кастрюля, чайная ложка, круп, манная крупа, вод, детский сад, каша, мерный стакан, пшеница, ребенок.

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Конспекты занятий по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

НОД по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе детей общеразвивающей направленности (5–7 лет)

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «По следам солнечного лучика» с детьми подготовительной группы

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по познавательному развитию на тему «Свойства снега»

Конспекты занятий по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

НОД по формированию элементарных математических представлений в разновозрастной группе детей общеразвивающей направленности (5–7 лет)

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «По следам солнечного лучика» с детьми подготовительной группы

Задать вопрос