Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц
Автор: Бурачевская Ольга Владимировна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 06.01.2017
Статья просмотрена: 4419 раз
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1858/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются картинно-графические схемы и таблицы как средство работы по формированию лексической, грамматической, произносительной сторон речи и развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Приводятся методические рекомендации по подбору и созданию картинно-графических схем и таблиц для детей различных возрастных групп.
Ключевые слова: заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, кодирование, пиктограмма, мнемотаблица мнестическая дорожка, речевое развитие, мнестическая функция, развитие речи
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживает развитие речи, поскольку от степени сформированности речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Использование картинно-графических схем и таблиц на занятиях позволяет детям дошкольного возраста эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию и как следствие способствует формированию произносительной, лексической, грамматической сторон речи и развитию связной речи [2; 3]. У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность.
Память детей устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы [6; 10]. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы речевой материал запомнился надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение нескольких дней [5]. Такое многократное повторение речевого материала способствует более прочному запоминанию. После нескольких повторов дети способны использовать речевой материал без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания материала, сопровождающегося просмотром картинно-графических схем и таблиц (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее актуализировать речевой материал.
При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами ведется работа по формированию умений составлять простую двухсоставную фразу (подлежащее + сказуемое) и употреблять ее в речи [9]. На данном этапе необходимо многократное повторение фраз и употребление их в разных ситуациях, что способствует пониманию, уточнению, расширению и совершенствованию словаря. Затем добавляется категория числа — формируется умение образовывать единственное и множественное число существительных и глаголов, дифференцировать их посредством картинно-графических схем и таблиц (например, предлагая ребенку найти нужную картинку, используя указательный жест). Необходимо сформировать умение слышать и различать окончания единственного и множественного числа существительных и глаголов и употреблять их в речи при составлении предложений. Далее ведется работа по формированию умений составлять предложения из трех слов (подлежащего, сказуемого и прямого дополнения).
Важно приучать детей вслушиваться в речь педагога, понимать ее, ориентироваться на листе бумаги и находить нужную картинку в представленных схемах и таблицах. Необходимо, чтобы инструкции были четкими, короткими, понятными для детей, а темп речи при этом не должен быть быстрым. Речь педагога должна быть полнозвучной, при этом слова во фразе произносится слитно, на одном выдохе. Таким образом, осуществляется накопление предметного, глагольного, качественного словаря, знакомство с предлогами, предложно-падежными и грамматическими конструкциями [7]. Речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков направлена на решение задач развития связной речи, ведь овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи [1].
В то же время адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития диалогической и монологической речи. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребностей в употреблении монологических высказываний, сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств развернутого сообщения [8]. Овладение монологической речью, построение развернутых, связанных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей и планирующей функции речи. Формирование навыков построения связных, развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию.
Работа по развитию речи на материале текстов предполагает использование прозаических текстов цепной, параллельной и комбинированной структур с картинно-графическими схемами и таблицами на основе опорных слов, предметных картинок, картин «единичного действия», ситуативных картин, мнемотаблиц, сюжетных картин, сюжетных серий, фабульных изображений, знаково-символических схем и пиктограмм [4].
Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей дошкольного возраста ряд лексико-грамматического материала, серию прозаических и стихотворных текстов, а также картинно-графические схемы и таблицы к ним. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. В отобранных текстах речевой материал понятен и нравится детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, четкие и понятные картинно-графические схемы и таблицы. В процессе работы по развитию речи следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к занятиям по развитию речи.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают простые лексико-грамматические обороты и короткие тексты, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему тексты (например: стихи из двух четверостиший с эпитетами и метафорами) [3; 6]. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию прозаических и стихотворных текстов. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание и мотивации (для чего нужно это запомнить?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; пересказ маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить содержание прозаического или стихотворного текста, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить представленный речевой материал, дети могут испытывать трудности.
Методика развития речи на основе картинно-графических схем и таблиц основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой (знаком, символом, пиктограммой и др.). Такой символ помогает ребёнку понять смысл текста, вспомнить ключевые слова и фразы, удерживать последовательность действий и событий.
Использование опорных картинно-графических схем и таблиц при работе с текстом увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося изучением картинно-графических схем и таблиц, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту с учетом возрастных особенностей детей. Для детей младшего возраста необходимы цветные иллюстрации, т. к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — желтые, мышка — серая, елочка — зеленая [5]. При этом картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При знакомстве с текстом детям представляются цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят текст по картинным таблицам. Для детей более старшего возраста (средняя группа) рекомендуется использовать комбинированные изображения (предметы и символы одновременно).
При работе с текстом на более поздних этапах необходимо кодировать текст при помощи символов и пиктограмм, выразительно прочитывая и по ходу чтения изображая текст. Такой прием запоминания называется «рисованием» — текст кодируется с помощью рисунков-символов. Педагог проговаривает фразу и одновременно рисует картинку-символ. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети повторяют речевой материал хором, группами, по одному, по желанию и т. д.
Дети старшего дошкольного возраста «шифруют» тексты совместно с педагогом. На последующих этапах работы старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Наполненность картинно-графической схемы (таблицы) текста зависит от объема предложений и их количества, а также от возраста детей и их обученности к запоминанию по данной методике. Наиболее классический вариант кодировки текста, когда за основу главного символа берется смысловое слово каждой строки (предложения). Несмотря на то, что объем текста может быть довольно большим, при такой кодировке дети быстро запоминают текст и с легкостью его воспроизводят.
Так через картинно-графические схемы и таблицы материализуется для детей содержание прозаических и стихотворных текстов. Такой подход помогает детям вспомнить сюжет и не перепутать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи. В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические конструкции, метафоры, синонимы и другие речевые обороты и образные средства речи.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников — М., 2000.
- Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. — М.: «Владос», 2009.
- Алябьева Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи. –М., 2010.
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1. — С. 93–97.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82–85.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 105–107.
- Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: «Литера», 2010.
- Назарова Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи: автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.
- Сорокина Л. В. Учим стихи, рисуя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2009. –№ 5. — С.57–58.
Ключевые слова
развитие речи, кодирование, речевое развитие, пиктограмма, мнестическая функция, заучивание стихов, картинно-графическая схема, зрительный символ, опорная картинка, мнемотаблица мнестическая дорожкаПохожие статьи
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
В статье описывается методика работы по заучиванию стихов на основе картинно-графических схем. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов и созданию картинно-графических схем для детей различных возрастных групп. Рассматриваются приемы и ...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов
В статье рассматривается заучивание стихов на основе картинно-графических схем как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов, созданию картинно-графических схем, обучению д...
Применение учебно-игровых пособий в коррекционно-педагогической работе по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлен материал о системе по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, использовании игровых пособий для повышения качества обучения и воспитания, развития познавательной активности дошкольников.
Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...
Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники
В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...
Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...
Похожие статьи
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем
В статье описывается методика работы по заучиванию стихов на основе картинно-графических схем. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов и созданию картинно-графических схем для детей различных возрастных групп. Рассматриваются приемы и ...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов
В статье рассматривается заучивание стихов на основе картинно-графических схем как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Приводятся методические рекомендации по подбору стихов, созданию картинно-графических схем, обучению д...
Применение учебно-игровых пособий в коррекционно-педагогической работе по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлен материал о системе по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, использовании игровых пособий для повышения качества обучения и воспитания, развития познавательной активности дошкольников.
Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются игровые и информационно-коммуникативные технологии как средство формирования лексико-грамматической стороны речи. Освещаются интерактивные приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Описыва...
Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники
В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...
Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема развития фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Определяется важность и значимость этой проблемы для развития детей: их когнитивных функций, познавательной деятельности и, самое важное, д...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...