Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 03.01.2017

Статья просмотрена: 1471 раз

Библиографическое описание:

Маурина, С. Ю. Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста / С. Ю. Маурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1867/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных, о чем свидетельствуют печальные данные статистики: «За 7 месяцев 2016 года зарегистрировано 10281 дорожно-транспортное происшествие с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 353 ребенка погибли и 11008 детей получили ранения» [1].

В настоящее время ведется большая работа с детьми по профилактике безопасного поведения на дороге. Так, в 2013 году Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», среди задач которой выделена задача формирования удетей навыков безопасного поведения на дорогах. Ежегодно с 20 августа по 20 сентября проводится месячник безопасности дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

В данной статье мы хотели бы поделиться своим опытом работы воспитателя по ознакомлению дошкольников среднего возраста с основными правилами дорожного движения и формированию у них основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

В педагогической литературе накоплен достаточный опыт по данной теме, однако, большинство методических пособий рассчитано на детей старших и подготовительных групп. По нашему мнению, целесообразнее начинать знакомство детей с правилами поведения на улице с младшего возраста: «Важно сделать это до того, — отмечает Ф. С. Майорова, — пока ребенок не перенял и не принял (курсив наш — С.М.) неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению преобладающих во взрослой среде» [3, с. 3].

Мы соглашаемся с мнением О. А. Скоролуповой, которая рекомендует «каждый учебный год посвящать этой работе одну-две недели целиком, «погружая детей» в эту проблему. Затем полученные знания закрепляются в течение всего учебного года благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, участии их в конкурсах рисунков» [6, с. 4].

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на улице — это одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в дорожно-транспортной среде была начата во второй младшей группе. Продолжая её в средней группе, мы поставили следующие задачи:

1) уточнить знания детей о назначении светофора;

2) познакомить с классификацией видов городского транспорта;

3) способствовать формированию навыков культурного поведения в транспорте;

4) расширить представления об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

В содержании и формах организации проводимой нами работы учтены основные принципы дошкольного образования, прописанные во ФГОС ДО: содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования, сотрудничество с семьей [4, с. 6]. Ведущая педагогическая идея нашей работы — формирование основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников в разных видах детской деятельности.

Для наиболее успешной работы мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы наглядно-иллюстративным материалом (альбомы «Транспорт», «Дорожные знаки», «Светофор», «Дорожные ситуации», «Моя улица», «Мой двор»); атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Полиция»); настольно-печатными играми, в том числе и сделанными своими руками («Разрезные картинки», лото «Дорожные знаки», домино «Транспорт» и т. д.); подобрали детскую художественную литературу и оформили медиатеку по тематике дорожного движения. В «Уголке безопасности» был устроен настольный перекресток с использованием макетов дорожных знаков, игрушечных видов транспорта, светофора, фигурок людей и фланелеграф с плоскостными изображениями дороги, улицы, автомобилей и пешеходов.

В своей работе мы старались охватить все виды детской деятельности, чтобы полученные воспитанниками «теоретические» знания, были реализованы ими в самостоятельных играх и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Так как основной вид детской деятельности — это игра, большая часть нашей работы по формированию основ безопасного поведения на дороге была построена именно на игре и игровых ситуациях.

Для групповых и подгрупповых, индивидуальных форм работы очень удобно использовать различные настольно-печатные игры, например, «Собери светофор», «Картинки-половинки», «Кому что нужно», «Собери дорожный знак», «Подбери машину», домино по соответствующей тематике и др. Очень нравятся детям интерактивные игры, выполненные с помощью программы Power Point, такие как «Четвертый лишний», «Ездит, плавает, летает», «Верно — неверно», «Угадай, кто приехал» и т. д. Дидактические игры по правилам дорожного движения можно использовать и для развития речи, памяти, внимания. Дети с удовольствием играли в игры «Кто чем управляет», «Продолжи предложение», «Угадай по описанию (транспорт)». Использовать дидактические игры возможно в любые режимные отрезки дня: утром, на прогулке, вечером.

Содержание сюжетно-ролевых игр по тематике дорожного движения («Полиция», «Водители») часто перекликается и с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно объединить сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица», «Поездка в автобусе». Воспитателю важно лишь вовремя направить игровые замыслы детей и косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

В самостоятельной деятельности дети очень любят играть в строительные игры, используя при этом мягкие модули, разнообразные виды конструктора, ЛЕГО. Воспитанники строят гаражи для автомобилей, мосты, ворота, различные виды транспорта, городские здания, обыгрывают постройки. Игры и игровые ситуации с персонажами дали нам возможность познакомить, объяснить, сформировать и закрепить представления дошкольников о безопасном поведении на улице, о дорожных знаках и их значениях, о назначении сигналов светофора и т. д.

Двигательная деятельность предполагает использование различных подвижных игр, которые направлены больше на использование полученных знаний и имеющегося опыта детей. Очень нравятся ребятам такие игры, как «Красный, желтый, зеленый», «Воробушки и машины», «Найди свой цвет» и другие. На занятиях по физическому развитию с помощью игровых ситуаций развиваем координацию движений и ориентировку воспитанников в пространстве, учим детей ездить на велосипеде по прямой дорожке, по кругу, змейкой, вовремя тормозить.

В работе были активно использованы информационно-коммуникационные технологии: это и просмотр мультимедийных презентаций, например, «Виды транспортных средств», «Как перейти дорогу», и просмотр мультфильмов по данной тематике, и прослушивание музыкальных произведений. Увлекает детей и чтение художественной литературы по теме дорожной безопасности: стихи, рассказы, загадки.

Коммуникативная деятельность. Рассматривая с детьми иллюстрации к книгам, в тематических альбомах мы побуждаем детей рассказывать о том, что изображено на той или иной картинке, выразить свое мнение либо дать оценку изображенному событию. Это способствует развитию понимания и осознания детьми опасных и безопасных действий на улице. Вопросы воспитателя могут быть такими: «Как ты думаешь, Зайчик правильно переходит дорогу?», «Расскажи, как бы ты поступил на месте Белочки», «Посмотри внимательно, художник всё нарисовал верно? Почему?»

В утренние и вечерние отрезки времени целесообразно проводить беседы с детьми (например, «Мой папа — водитель», «Для чего нужны дорожные знаки», «Наш помощник светофор»). Воспитанники с удовольствием составляли рассказы о разных видах транспорта, а также делились личным опытом: «Что я видел на улице», «Как я перехожу улицу с родителями», «Мы с мамой едем на автобусе» и т. д.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе — это, прежде всего, наблюдение во время прогулок за дорогой, проезжающими по ней автомобилями, работой светофора и поведением на дороге пешеходов. Так у дошкольников складывается представление реальных картин дорожного движения, они могут рассуждать об увиденном в ходе беседы, во время игры, могут дать оценку действиям пешехода. Так как прогулки проводятся в разное время года, то можно рассказать детям о том, какие опасности могут поджидать пешехода в разную погоду. Например, нужно быть осторожным в зимнее время года, особенно в оттепель, когда дорога становится очень скользкой, поэтому можно поскользнуться и упасть на проезжей части. На прогулке показываем детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: «тротуар» и «пешеходный переход», по которому, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На улице удобно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

Теоретические знания подкрепляются и изобразительной деятельностью. Как показывает наш опыт, дошкольники очень любят заниматься рисованием, лепкой и аппликацией по тематике правил дорожного движения. В течение года мы лепили и клеили с детьми деревья, автомобили, дома, рисовали по трафаретам различные виды транспорта, раскрашивали раскраски.

Большое внимание в нашем ДОУ мы уделяем работе по взаимодействию с родителями(законными представителями), в ходе которого мы подчеркиваем ту моральную ответственность, что лежит на взрослых: ведь под воздействием нашего поведения формируется поведение ребенка. Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребенка выполнение какого-то правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

В начале учебного года было проведено анкетирование, которое помогло обозначить проблемы, требующие педагогической помощи, и родительское собрание «Безопасность на дороге». В течение года были созданы специальные памятки и буклеты, содержащие советы родителям по вопросам дорожной безопасности детей. Рекомендации воспитателя вызвали большой интерес и отклик у родителей. В конце учебного года родители совместно с детьми приняли участие в досуге «Пусть горит зелёный свет!», который не только показал положительный результат в освоении воспитанниками правил дорожного движения, но и помог сблизить всех участников воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, родители принимали активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы различными атрибутами (лэпбук «ПДД», дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр).

Итак, к концу среднего дошкольного возраста, воспитанники:

1) Научились узнавать и различать виды транспорта по характерным признакам, (легковой, грузовой, пассажирский);

2) Объясняют назначение сигналов светофора;

3) Имеют представление об окружающем пространстве и умеют в нём ориентироваться;

4) Знают некоторые правила дорожного движения;

5) Узнают и называют дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети»)

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде показала свою эффективность. Она помогает нашим детям быть уверенными на дороге и способствует снижению травматизма среди детей.

Литература:

  1. «Неделя, посвященная безопасности детей на дорогах»// http://2goroda.info/novosti/nedelja-posvjaschennaja-bezopasnosti-detei-na-dorogah.html
  2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»// http://government.ru/media/files/41d494b8c5e15981c833.pdf
  3. Майорова, Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг/ Ф. С. Майорова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
  5. Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения/ О. Ю. Старцева. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 64 с.
  6. Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»/ О. А. Скоролупова. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, дорога, проезжая часть, работа.

Похожие статьи

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста

Задать вопрос