Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
Автор: Ушков Михаил Юрьевич
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 06.01.2017
Статья просмотрена: 1857 раз
Библиографическое описание:
Ушков, М. Ю. Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Ю. Ушков. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1868/ (дата обращения: 16.11.2024).
Литература для детей — явление достаточно позднее в отечественной педагогической культуре и культуре человечества в целом. Известно, что явления более позднего порядка носят относительно зрелый характер, так как создаются в результате учета опыта предшествующих традиций. Стоит отметить что в случае с детской литературой все обстоит существенно сложнее. Детская художественная литература крайне долго и сложно отделялась от художественной литературы и от литературы научной (полезной с точки зрения интеллектуального развития) и даже на современном этапе развития общества, до сих пор имеют место дискуссии в связи с проблемой так называемой «специфики». Не прекращаются споры даже о том, как ее называть: «детская литература» или «литература для детей». В течении последнего десятилетия в детской художественной литературе произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно повторы (Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам).
Все крупные исследователи дошкольного возраста, утверждают, что он — является сенситивным для того, чтобы ребенок открыл замечательный мир детской литературы, пробудить в нем живой интерес к литературным произведениям, который потом со временем сможет перерасти в интерес к литературе взрослой.
Важно отметить, что чтение — это «деятельность речевая, а значит, является видом человеческого общения» [10, с.5]. Ведь книга — это наш собеседник, и задача педагога– помочь дошкольнику это осознать, пробудить в нем интерес и стремление узнать и прочувствовать книгу, почему один из них ему близок и нравится, а беседа с другим удовольствия не доставляет. Великий отечественный педагог К. Д. Ушинский отводил особую цель обучения детей чтению — «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе» [9, с.141].
Детская художественная литература не только способствует получению ребенком новых впечатлений, знаний об окружающем мире и его ценностях, но и оказывает огромное влияние на развитие личности детей, поскольку «условием развития личности помимо реальности природы является реальность созданной человеком культуры» [1, с.39]. А художественная литература является одним из элементов культуры.
В литературе для детей ярко выражены познавательная и нравственно-эстетическая функции. Реализация этих функций в различных произведениях детской литературы оказывает влияние на формирование эмоциональной сферы детей. Эмоциональная сфера, эмоциональная направленность личности — это направленность чувств и переживаний человека. Известный отечественный психолог и педагог В. В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из ключевых мест во влиянии на развитие ребенка [7, с.6]. Примерно с третьей недели жизни, дети начинают разглядывать окружающий мир и людей, ловят взгляды откликаясь — улыбками увидев добрые глаза контакта (комплекс оживления).
Эмоциональная сфера дошкольника играет важнейшею роль в психическом развитии ребенка, особенно в период дошкольного возраста. Она служит мощнейшим инструментарием для воспитания и обучения дошкольников, следовательно, в педагогике постоянно идет поиск методов и приемов, а также техник управления развитием эмоциональной сферы ребенка. По словам французского психолога А. Валлона, «именно эмоции осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности» [7, с.15].
Можно утверждать, что практически каждый человек обладает устойчивыми ярко проявляющимися эмоциональными свойствами. Одним из таких свойств является эмоциональная отзывчивость. Понятие эмоциональной отзывчивости близко по сущности к понятию эмоциональной возбудимости. По В. Бойко проявляется она в том, что человек легко, быстро и гибко реагирует на различные воздействия — социальные события, процесс общения, особенности окружающих людей и т. д. Говоря иными словами, эмоциональная отзывчивость — это «готовность человека откликаться «на себя», «на других», «на дело», «на природу», «на предметы искусства», «на книги» и многое другое» [5, с.225].
В дошкольном возрасте овладение социальным пространством человеческих отношений происходит через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок осваивает социальные формы выражения чувств и эмоций.
Постепенно развивается его умение определять эмоциональное состояние других людей, что может послужить фундаментом для развития эмоциональной отзывчивости. Некоторые эмоции определяются ими быстрее и легче, такие как, например, гнев, грусть, страх. Другие пока еще требуют подсказки взрослого человека. В этом возрасте завязываются первые дружеские отношения, хотя ясного понимания, что такое дружба, у детей пока еще нет. Тем не менее, поведение с друзьями и поведение с чужими людьми будет отличаться. Эмоциональная отзывчивость может проявляться по отношению к друзьям во взаимной заботе, помощи, обмене опытом.
Чтение и понимание детских литературных произведений может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы, ведь «вместе с героями дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что развивает их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе» [6, с.126]. В дошкольном возрасте ребенок переносит свои чувства по отношению к другим людям и на персонажей художественных произведений. Он сочувствует несчастьям Гадкого утенка не меньше, чем реальным несчастьям, он способен вживаться в действительность книг, начиная воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Отсюда — сочувствие тем, кто попал в беду.
Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, сказки и рассказы Владимира Григорьевича Сутеева. Слушая его произведение «Раз, два — дружно», старшие дошкольники испытывали тревогу за судьбу попавшего в беду Лося, часто перебивали повествование и задавали вопросы — смогут ли звери помочь ему, успеют ли до того, как прибегут голодные волки. Самые активные до того проникались действиями героев-спасателей, что порой вскакивали с мест и показывали, как помогли бы Лосю, будь они на месте зайцев или белок.
По прочтении сказки сложилась небольшая беседа с детьми. Сначала они отвечали на вопросы, связанные с пониманием смысла произведения и выражением своих эмоциональных впечатлений: «Какое настроение после чтения у тебя возникло»? «Что тебе понравилось больше всего?».
— Я обрадовался, что Лосю удалось выбраться, — говорил один мальчик.
— Мне было страшно, что его съедят волки, — тихо отвечала другая девочка.
Потом дети включались в активную «переработку» прочитанного текста, перенося его на ситуации, им знакомые, например: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что твой друг огорчен?» (например, сломалась любимая игрушка). Одни отвечали, что попробовали бы помочь починить ее, другие предлагали взамен свою любимую игрушку, третьи говорили, что нужно попросить у родителей новую и пообещать, что больше так не будут.
Другая сказка В. Г. Сутеева — «Палочка-выручалочка» стала источником для беседы с детьми о том, как мы ведем себя, преодолевая «препятствия», как оцениваем свои силы. «Часто ли вы боитесь не справиться с заданием, порученным вам делом?». На такой вопрос очень многие дети ответили, что испытывают подобный страх, особенно когда дело для них новое и они не знают, как его выполнять. Были те, кто уверенно сказал, что ничего не боятся, им все интересно.
«А к кому вы обращаетесь за помощью, когда вам трудно?».
— Чаще всего мне помогают мама или бабушка.
— У меня есть старший брат, он большой и очень умный, он знает про все на свете.
— А мне лепить или рисовать помогает воспитательница, она так красиво умеет это делать!
Помимо беседы интересно будет предложить детям «разыграть» сказку, используя элементы спортивных игр и упражнений для воспроизведения тех или иных препятствий из книги, попробовать себя в роли Ежа и Зайца (несколько пар, сменяющих друг друга).
Еще одним автором, в произведениях которого отражены проявления различных чувств и эмоций, является Борис Заходер. Так, в сказке «Серая звездочка» прослеживается вид эмоциональной отзывчивости — утешение. Далеко не всегда дети дошкольного возраста чувствуют, что своими словами, поступками обижают друг друга или близких взрослых.
В беседе по этой сказке дошкольникам были заданы разные вопросы, например, «Почему мы обижаем других?». «Потому что плохое настроение», «Они у нас что ни будь отнимают», «Он занял мое место», — звучали ответы детей.
«Как долго может длиться ваша обида?». Дети отвечали: «Я целый день с ней не разговаривала, потому что она обзывалась», «Если меня кто-то обидел, я буду играть с другими, пока не попросит прощения».
«Как мы можем утешить другого человека»? Дети предлагали разные варианты утешения: поделиться игрушкой, нарисовать и подарить рисунок, угостить чем-то вкусным, сказать добрые слова. Они даже попробовали составить небольшой словарик «утешительных» слов и выражений («все будет хорошо», «не грусти», «давай поиграем вместе», «это тебе подарок», «ты хороший» и т. д.).
Большим потенциалом развития эмоциональной сферы ребенка обладает поэзия. Читая и слушая стихи о природе, о животных, о родном крае, дети учатся видеть и переживать красоту, глубину, многогранность окружающего мира. Например, в стихах Александра Екимцева «оживают» природные явления — туман и дождь. И ребята, слушая о них, пытаются представить и нарисовать, как выглядит Дедушка Туман и уставший Дождик, который ехал на коне. Эти яркие, поэтические образы находят живой отклик у детей в их воображении.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие эмоций, эмоциональной отзывчивости детей является важной задачей воспитания и обучения, а детская литература — это одно из средств, помогающих в их формировании и оказывающих большое влияние на внутренний мир человека.
Литература:
- Азбука молодого воспитателя и учителя: основы предшкольной подготовки. Методическое пособие. М.: Издательство МГПИ, 2009. 43 с.
- Горянина В. А. Психология общения: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 416 с.
- Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Владос-пресс, 2004. 264 с.: ил.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 783 с.: ил.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
- Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 176 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов. М.: Академия, 1999. 456 с.
- Светловская Н. Н. Из истории методики обучения читателя в России. Лекционно- практический курс: учеб. пособие. М.: Мегатрон, 2000. 237 с., ил.
- Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: практическая методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 288 с.
Похожие статьи
Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.
Похожие статьи
Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.