Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО
Авторы: Котенева Олеся Николаевна, Талькова Любовь Кирилловна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 02.02.2017
Статья просмотрена: 2703 раза
Библиографическое описание:
Котенева, О. Н. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО / О. Н. Котенева, Л. К. Талькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1880/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: инициативность, самостоятельность, организация образовательной деятельности по физической культуре
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий:
‒ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
‒ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…» [5, с.9].
Таким образом, у дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать умение самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Анализ нормативной документации, современных образовательных программ и педагогических технологий привел к пониманию того, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса. Перед нами встала задача организации физкультурного занятия с учетом интересов, способностей и свободного выбора дошкольниками видов деятельности.
Что значит свободный выбор? Для ребенка это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями [4, с.15].
Свободный выбор осуществляется при участии инструктора по физической культуре. Взрослый направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала делится на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков, сектор бега, сектор лазания и т. д., наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач.
‒ В секторе «Веселый мяч», дети отрабатывают технику ведения мяча с продвижением вперед, в беге, броски мяча в корзину, через волейбольную сетку, передача мяча друг другу способами двумя руками от груди, из-за головы и ловля мяча произвольным способом,
‒ В секторе «Равновесие», выполняют упражнения на сохранение равновесия — ходьбу по гимнастической скамейке разными способами, ходьба и бег по наклонной доске, ходьба между предметами на носках, с мешочком на голове.
‒ В секторе «Прыжки» дети выполняют различные виды прыжков: на одной и двух ногах, с продвижением вперед, между предметами, спрыгивания, запрыгивания, прыжки со скакалкой разными способами.
‒ В секторе «Метания» дошкольники отрабатывают технику выполнения метания: из-за плеча, правой, левой рукой, стоя на коленях, сидя, лежа; метание в горизонтальную и вертикальную цель и др.
Каждый сектор оснащен «паспортом», в котором указано количество занимающихся детей и правила поведения. Данные «паспорта» находятся в зоне видимости детей, способствуют формированию у дошкольников внутреннего самоконтроля, помогают безопасно организовать самостоятельную двигательную деятельность [1, с. 30].
В качестве модели взаимодействия была выбрана недирективная модель, которая подразумевает общение детей и педагога как равноценных партнеров. В данном случае игровой сюжет наиболее полно позволяет оказывать недирективную помощь в организованной образовательной деятельности, а также направлен на развитие двигательных способностей, закрепление и совершенствования основных движений, формирование индивидуальности, развитие творчества, инициативности и самостоятельности в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде. Наиболее интересными для детей являются сюжеты предполагающие путешествия (в страну движений, на дальние континенты, по загадочным планетам и др.). Каждый сектор спортивного зала представляет собой определенный пункт где можно остановиться.
Посещение физкультурного зала начинается с группового приветствия, настраивающего детей на положительное эмоциональное общение, краткое обсуждение и совместное устное планирование предстоящей деятельности.
Обязательное условие — включение в начало занятия игр на внимание. Далее проводится групповая разминка под музыкальное сопровождение.
Далее инструктор по физической культуре представляет все сектора физкультурного зала, работающие на данном занятии. Например, в секторе метания сообщает детям: «Я предлагаю вам научиться попадать маленьким мячом в цель. Кто хочет поработать со мной в центре метания?», «Сегодня в секторе прыжков появились скакалки. Кто желает поупражняться в прыжках?», «В секторе равновесия сегодня можно поупражняться носить мешочки на голове не роняя».
Таким образом, детям предлагается самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты.
Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной инструктором деятельности и выбрать нечто иное. Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый.
В ходе организованной деятельности в секторах активно используются карточки- схемы выполнения различных движений, что позволяет сократить время объяснения и предоставить детям возможность самостоятельных двигательных проб.
Это не значит, что дети бесконтрольно проводят время в физкультурном зале. Нельзя допускать в образовательном процессе стихийности и неорганизованной самостоятельности. Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы.
Определить цель, договорить о совместных действиях в центрах, дети могут самостоятельно. Вместе с тем инструктор с воспитателем всегда рядом и готовы оказать помощь, выслушать вопросы, включиться в обсуждение заданий и способов их выполнения. Например, у детей часто возникают затруднения в лазанье на гимнастическую стенку, не боясь высоты. Для преодоления чувства страха оказывается непосредственная поддержка и индивидуальный подход, используется личный пример, а также моделирование игровых проблемных ситуаций «Пожарные на учениях», «Каскадеры», упражнения ходьба по наклонной доске «Подъем по трапу», спрыгивание со скамейки «Спасение утопающих».
Задача педагога поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение. Одним из аспектов самостоятельности является такое качество как настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Роль педагога в данном случае — стимулировать действия, доводящие начатое дело до конца, при необходимости объединяя усилия с другими детьми.
Через определенное время, по сигналу инструктора дети договариваются и меняются карточками-схемами, переходят в другой центр. За одно занятия дети успевают посетить 2–3 сектора.
После выполнения основных движений детям предлагаются карточки (3–4 шт.) с уже знакомыми им подвижными играми. Дети договариваются друг с другом и самостоятельно выбирают игру. Наиболее любимыми играми являются: игра с прыжками и бегом «Волк во рву», с перепрыгиванием игра «Удочка», с бегом и ловлей «Два Мороза», бег с увертыванием «Ловишка с ленточкой». Дети по своему желанию могут усложнять и менять правила игры, договариваясь об этом заранее.
Заключительная часть занятия проводится в форме игр-упражнений в виде самомассажа; дыхательной гимнастики; релаксационных, расслабляющих упражнений («На солнечной полянке», «Полет высоко в небе» и др.). Поощряется придумывание новых игр и упражнений, способов действия со спортивными снарядами.
Подводя итоги в процессе беседы с детьми выясняем, какие движения были для них более сложные, а какие легкие в выполнении и где бы они их потом применили.
Данная форма организованной деятельности, помогает решать задачи в развитии физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации движений), накопить и обогатить двигательный опыт, является интересной для детей, т. к. нестандартна. Проводится один раз в неделю, третьим занятием и включаются в перспективный план.
Также хочется отметить, что при организации ООД такой формы обязательным условием является доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в строну ребенка.
Также важно: предоставить детям возможность активно задавать вопросы. Стимулировать общение взрослого с детьми, постоянно побуждая ребенка к самостоятельному применению новых знаний, способов решении игровых целевых ориентиров, которые стимулируют вступление ребенка взаимодействие с другими детьми
Не заставлять и не приучать ребенка, а помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения любой деятельности. Предлагать несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалить за инициативность.
При такой организации образовательной деятельности довольно четко прослеживаются индивидуальные особенности каждого ребенка. Отмечено, что детям с высоким показателем двигательной активности (гиперактивным) присуща однообразная деятельность в одном центре с большим количеством движений интенсивного характера. Такие дети в основном выбирают секторы прыжков и остаются в них подолгу, не желая переходить в другие сектора с более спокойными видами деятельности.
Детям с низким показателем двигательной активности (малоподвижным) также присуща однообразная деятельность, но часто прерываемая статическими позами. Такие дети предпочитают спокойную ходьбу и не вступают в парное взаимодействие, часто выбирая сектор «Равновесие».
Здесь основная задача инструктора по физической культуре найти дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и особенности вовлечь малоподвижных детей в активную подвижную деятельность, а чрезмерно подвижных детей направлять на постепенное переключение на более спокойную деятельность. Например, в секторе «Веселый мяч» предлагаю такие движения как скатывание мяча по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и ловля с несколькими хлопками и т. д. Малоподвижным детям предлагаю более активные действия и движения, не требующие точности выполнения в секторе «Прыжков».
Одним из действенных приемов для привлечения детей в невостребованные сектора является внесение в нужный сектор привлекательных физкультурных атрибутов.
Результат такой работы показал, что моторная плотность занятия остается в пределах нормы на уровне 85 %, т. к. время, затрачиваемое на объяснения и показ в традиционном занятии, в данной форме организации образовательной деятельности используется с пользой.
Дети способны самостоятельно действовать (в различных видах двигательной деятельности), адекватно используют вербальные и невербальные средства общения в организованной деятельности, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются атрибутами, предметами), повышается их самооценка, самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития самостоятельности и инициативности в контексте требований ФГОС ДО.
Литература:
- Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — С. 30–35.
- Дыбина О. В.. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 68 с.
- Нищева Н. В.. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. — 95 с.
- Свирская Л. В.. Детский совет. Методические рекомендации для педагогов. — М.: Национальное образование, 2015. — 76 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)
Ключевые слова
самостоятельность, инициативность, организация образовательной деятельности по физической культуреПохожие статьи
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании
Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.
Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования
Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...
Похожие статьи
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФОП ДО
В статье автор раскрывает опыт работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста в ДОУ.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...
Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании
Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.
Воспитание креативности у детей старшего дошкольного возраста при внедрении ФГОС до как инновационная технология дошкольного образования
Статья посвящена вопросам внедрения инновационных направлений в рамках ФГОС ДО по воспитанию креативности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные эмпирического исследования бакалаврской выпускной квалификационной работы на тему «Ос...