Проект на тему «Мотивация на сотрудничество. Лэпбук — нетрадиционная форма взаимодействия с родителями» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 1491 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Н. В. Проект на тему «Мотивация на сотрудничество. Лэпбук — нетрадиционная форма взаимодействия с родителями» / Н. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2103/ (дата обращения: 16.11.2024).



Паспорт проекта

Актуальность

Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. [ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6]

Таким образом, задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и развития ребёнка.

Основным направлением проекта явилась экспериментальная проверка гипотезы о том, что система работы будет эффективной, если: будет осуществлена комплексная работа, направленная на активное взаимодействие и социальное партнёрство с родителями.

Цель представленного проекта.

Повысить эффективность коррекционной работы с детьми, через обновление содержания коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте, как одного из средств развития познавательного интереса детей и эффективной коррекционной работы.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Создание непрерывной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
  2. Создания эффективного коррекционно — образовательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Лэпбук можно использовать в коллективной и самостоятельной работе с детьми.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

‒ включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

‒ добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

‒ свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

‒ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Преимущества использования Лэпбуков:

‒ ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;

‒ структурирует большой объем данных;

‒ побуждает интерес у детей к познавательному развитию;

‒ может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;

‒ развивает креативность и творческое мышление;

‒ способствует быстрому запоминанию информации;

‒ объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

‒ информативен;

‒ полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

‒ пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

‒ обладает дидактическими свойствами;

‒ является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

‒ вариативен (предполагает несколько вариантов использования каждой его части);

‒ его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

‒ обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников

Место проведения проекта МБДОУ ДС «Родничок», ул Советская 2А

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта и их родители.

Сфера использования проекта

Данный проект может быть использован в практике любого образовательного учреждения в работе со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

Сроки осуществления проекта: период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.

Вид проекта:

‒ по срокам — долгосрочный;

‒ по приоритетному виду деятельности — практический.

Этапы проекта:

  1. Содержательно-целевой этап (ноябрь — декабрь) включает в себя:

‒ разработку современных подходов взаимодействия учителя — логопеда и родителей;

‒ поиска эффективных форм и методов мотивации родителей на сотрудничество;

‒ выявление особенностей психолого-педагогического статуса семьи каждого ребенка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в процессе работы;

‒ обновление содержания коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте;

‒ стимуляцию познавательного интереса детей для эффективной коррекционной работы.

  1. Операционально-деятельностный этап (февраль — март) — связан с непосредственной работой с воспитанниками логопедического пункта и их семьями.

На этом этапе планируется:

‒ организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;

‒ организация привлечение родителей к исследовательской деятельности воспитанников;

‒ предусматривается психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и их родителей;

‒ создание технологии и методических пособий, индивидуальных лэпбуков для коррекции речи;

‒ создание непрерывной, повседневной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.

  1. Оценочно-регулятивный этап (февраль) — предполагает провести:

‒ контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов,

‒ определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений.

Ожидаемые результаты:

Презентация продукта совместной деятельности сверстникам, родителям, педагогам.

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми логопедического пункта, через применение на практике эффективных нетрадиционных приёмов работы.

Мотивация на сотрудничество с семьёй.

Создание современных подходов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)

На сегодняшний день по поводу вопроса о детском творчестве ведется множество дискуссий. Одни считают, что детское творчество нельзя назвать творчеством: рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, другие же смело утверждают, что это действительно искусство. Но все сошлись на мнении: ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, он делает открытия для себя, а открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе.

Карта детских идей:

Что знаем о звуке, букве, слове, предложении?

Как научиться правильно, произносить звук?

Где найдём необходимую информацию?

Основные мероприятия Проекта

Этапы

План работы по проекту

Мероприятия

Дата

Участники

I. Подготовительный

1.Погружение в проект, выбор направлений

  1. Изучение литературы и информационных ресурсов
  2. Планирование мероприятий
  3. Подбор наглядных пособий, материалов
  4. Внесение изменений в РППС «Изготовление Лэпбуков»

Ноябрь — январь

Учитель-логопед

II. Деятельностный

  1. Работа с детьми, по коррекции звукопроизношения согласно рабочей программе.
  2. Консультации и индивидуальные беседы с родителями по теме проекта
  1. Практические материалы на персональном сайте учителя-логопеда
  1. Мастер класс дошколят для дошколят «Как сделать конверт»
  1. Творческий час с детьми и родителями «Лэпбук — как скучное сделать интересным»
  2. https://sokolovanat.jimdo.com/

январь

Дети, учитель-логопед

Дети, родители, учитель-логопед

Учитель-логопед

III.

Завершающий

  1. Оформление лэпбуков
  1. Итоговое мероприятие
  1. Распространение педагогического опыта
  1. Выставка «Мой лэпбук», «Я дружу со звуками»
  1. Презентация продукта совместной деятельности детей и родителей фотоколлаж

«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать!»

  1. Представление проекта на педагогическом совете ДОУ
  2. Представление опыта работы коллегам, на заседании ГМО учителей — логопедов
  3. Оформление информации на сайте учреждения, персональном сайте учителя-логопеда.

февраль

Дети, родители, учитель-логопед

Дети, учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

Лэпбуки воспитанников, изготовленные совместно с детьми.

Чистое звукопроизношение детей, норма речевого развития.

Результаты участия в конкурсах, фестивалях, викторинах разных уровней.

Возможные риски

Риски в неэффективности использования Лэпбуков минимальны, зависят они от того, насколько правильно продумала игровые формы работы с детьми, насколько грамотно выстроила взаимодействие с семьёй.

Гибкость разработки

Проект осуществим в любом образовательном учреждении. Ценность метода в том, что его можно использовать как в решении практических задач, так и в игровой форме обучения.

Вывод:

В целом, работа с Лэпбуками является достаточно интересной и перспективной.

Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть проблемы детей и вовремя им помочь. Технология работы с Лэпбуками позволяет объединить усилия по развитию речи детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. А осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Ресурсное обеспечение проекта

Литература:

  1. Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
  2. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  4. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2009–32 с.
  5. Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.
  6. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  7. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  8. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
  9. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
  10. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ш, Ж / Т. С. Перегудова. — М.: Санкт-Петербург. 2006. — 10с.
  11. Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ч, Щ / Т. С. Перегудова. — М.: Санкт-Петербург. 2008. — 11с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён 17 октября 2013 г. приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
  13. Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47–51.
  14. Колотовкина Л. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos.html. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедический пункт, III, родитель, коррекционно-образовательный процесс, детский сад, детское творчество, коррекционная работа, образовательное учреждение, правильная речевая среда.

Похожие статьи

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Методическая разработка на тему «Гармонизация детско-родительских отношений с использованием прозрачного арт-мольберта»

Игровая ситуация «Прогулка в парк». Технологии формирования ценностно-мотивационного отношения обучающихся к безопасному образу жизни

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Технологическая карта урока информатики в средней школе на тему «Мультимедиа. Компьютерные презентации»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Война — не место для детей»

Похожие статьи

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков»

Мастер-класс «Инновационная форма проведения общего родительского собрания как способ формирования доброжелательного отношения к ДОО»

Методическая разработка на тему «Гармонизация детско-родительских отношений с использованием прозрачного арт-мольберта»

Игровая ситуация «Прогулка в парк». Технологии формирования ценностно-мотивационного отношения обучающихся к безопасному образу жизни

Проект «Игровой марафон в ДОУ как инновационная форма работы с родителями и воспитанниками в области профилактики негативных проявлений»

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Технологическая карта урока информатики в средней школе на тему «Мультимедиа. Компьютерные презентации»

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Война — не место для детей»

Задать вопрос