Проект на тему «Мотивация на сотрудничество. Лэпбук — нетрадиционная форма взаимодействия с родителями»
Автор: Соколова Наталья Викторовна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 16.03.2017
Статья просмотрена: 1491 раз
Библиографическое описание:
Соколова, Н. В. Проект на тему «Мотивация на сотрудничество. Лэпбук — нетрадиционная форма взаимодействия с родителями» / Н. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2103/ (дата обращения: 16.11.2024).
Паспорт проекта
Актуальность
Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Именно он выделил принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. [ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6]
Таким образом, задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и развития ребёнка.
Основным направлением проекта явилась экспериментальная проверка гипотезы о том, что система работы будет эффективной, если: будет осуществлена комплексная работа, направленная на активное взаимодействие и социальное партнёрство с родителями.
Цель представленного проекта.
Повысить эффективность коррекционной работы с детьми, через обновление содержания коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте, как одного из средств развития познавательного интереса детей и эффективной коррекционной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- Создание непрерывной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
- Создания эффективного коррекционно — образовательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Лэпбук можно использовать в коллективной и самостоятельной работе с детьми.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
‒ включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
‒ добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
‒ свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
‒ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Преимущества использования Лэпбуков:
‒ ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
‒ структурирует большой объем данных;
‒ побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
‒ может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
‒ развивает креативность и творческое мышление;
‒ способствует быстрому запоминанию информации;
‒ объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
‒ информативен;
‒ полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
‒ пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
‒ обладает дидактическими свойствами;
‒ является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
‒ вариативен (предполагает несколько вариантов использования каждой его части);
‒ его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
‒ обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников
Место проведения проекта МБДОУ ДС «Родничок», ул Советская 2А
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники логопедического пункта и их родители.
Сфера использования проекта
Данный проект может быть использован в практике любого образовательного учреждения в работе со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.
Сроки осуществления проекта: период с ноября 2016 г. по февраль 2017 г.
Вид проекта:
‒ по срокам — долгосрочный;
‒ по приоритетному виду деятельности — практический.
Этапы проекта:
- Содержательно-целевой этап (ноябрь — декабрь) включает в себя:
‒ разработку современных подходов взаимодействия учителя — логопеда и родителей;
‒ поиска эффективных форм и методов мотивации родителей на сотрудничество;
‒ выявление особенностей психолого-педагогического статуса семьи каждого ребенка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в процессе работы;
‒ обновление содержания коррекционно-образовательного процесса в логопедическом пункте;
‒ стимуляцию познавательного интереса детей для эффективной коррекционной работы.
- Операционально-деятельностный этап (февраль — март) — связан с непосредственной работой с воспитанниками логопедического пункта и их семьями.
На этом этапе планируется:
‒ организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;
‒ организация привлечение родителей к исследовательской деятельности воспитанников;
‒ предусматривается психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и их родителей;
‒ создание технологии и методических пособий, индивидуальных лэпбуков для коррекции речи;
‒ создание непрерывной, повседневной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
- Оценочно-регулятивный этап (февраль) — предполагает провести:
‒ контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов,
‒ определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений.
Ожидаемые результаты:
Презентация продукта совместной деятельности сверстникам, родителям, педагогам.
Повышение эффективности коррекционной работы с детьми логопедического пункта, через применение на практике эффективных нетрадиционных приёмов работы.
Мотивация на сотрудничество с семьёй.
Создание современных подходов во взаимодействии учителя-логопеда и родителей.
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
На сегодняшний день по поводу вопроса о детском творчестве ведется множество дискуссий. Одни считают, что детское творчество нельзя назвать творчеством: рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, другие же смело утверждают, что это действительно искусство. Но все сошлись на мнении: ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, он делает открытия для себя, а открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе.
Карта детских идей:
Что знаем о звуке, букве, слове, предложении?
Как научиться правильно, произносить звук?
Где найдём необходимую информацию?
Основные мероприятия Проекта
Этапы |
План работы по проекту |
Мероприятия |
Дата |
Участники |
I. Подготовительный |
1.Погружение в проект, выбор направлений |
|
Ноябрь — январь |
Учитель-логопед |
II. Деятельностный |
|
|
январь |
Дети, учитель-логопед Дети, родители, учитель-логопед Учитель-логопед |
III. Завершающий |
|
«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать!»
|
февраль |
Дети, родители, учитель-логопед Дети, учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Лэпбуки воспитанников, изготовленные совместно с детьми.
Чистое звукопроизношение детей, норма речевого развития.
Результаты участия в конкурсах, фестивалях, викторинах разных уровней.
Возможные риски
Риски в неэффективности использования Лэпбуков минимальны, зависят они от того, насколько правильно продумала игровые формы работы с детьми, насколько грамотно выстроила взаимодействие с семьёй.
Гибкость разработки
Проект осуществим в любом образовательном учреждении. Ценность метода в том, что его можно использовать как в решении практических задач, так и в игровой форме обучения.
Вывод:
В целом, работа с Лэпбуками является достаточно интересной и перспективной.
Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть проблемы детей и вовремя им помочь. Технология работы с Лэпбуками позволяет объединить усилия по развитию речи детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. А осознанное включение родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Ресурсное обеспечение проекта
Литература:
- Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
- Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26–30.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2009–32 с.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном, 2011, — 32 с.
- Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 32 с.
- Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 32 с.
- Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ш, Ж / Т. С. Перегудова. — М.: Санкт-Петербург. 2006. — 10с.
- Перегудова Т. С. Османова Т. А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для автоматизации звуков Ч, Щ / Т. С. Перегудова. — М.: Санкт-Петербург. 2008. — 11с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён 17 октября 2013 г. приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
- Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 47–51.
- Колотовкина Л. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-sredstvo-obuchenija-v-uslovijah-fgos.html. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»