Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Долгая, М. А. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности / М. А. Долгая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2138/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, культурные ценности, народный фольклор,элементарные математические представления, познавательные задачи

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающей мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Духовно-нравственное воспитание интегрировано во всю организованную образовательную деятельность. Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях развитие элементарных математических представлений дошкольников не может сводиться к обучению счета, измерению и вычислению.

Особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, привлечению детей к оказанию помощи товарищу при решении задач. Математика призвана отшлифовать интеллект, помочь обрести четкость мыслительных процессов.

На занятиях по математике знакомя детей с элементами математических представлений, мы также ставим нравственные задачи: воспитание взаимопомощи, справедливости, терпения и честности. При обучении детей делению предмета на части решаем и нравственную задачу (разделим яблоко так, чтобы мы могли угостить двух медвежат), здесь мы воспитываем честность и справедливость.

В духовно-нравственном воспитании задача воспитателя не просто научить бессмысленному счету, а наполнить раздел количества и счета нравственным содержанием. В игре «Найди домик» наряду с обучением, решаем нравственные задачи: оказание помощи, забота о животных (животные заблудились, им нужна помощь, чтобы найти свой домик).

В своей работе используем игру в парах, что помогает воспитанию дружбы, понимания, налаживается непринужденное общение с другими детьми. Предлагаем детям такие игры: «Что вокруг нас?», «Что стало не так?», «Что длиннее?», «Найди свое место» и др.

Выполнение некоторых заданий и проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения. Тогда объединяем детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и результаты не только своей деятельности, но и деятельности друзей, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимовыручку.

Использование на занятиях народного фольклора (загадки, скороговорки, считалки) обогащает знания по развитию элементарных математических представлений, помогает обогатить образование дошкольника. Считалки и скороговорки разучиваем в свободное от занятий время. Считалки используем в различных ситуациях, они также помогают воспитанию уважения друг к другу.

Загадки используем, в зависимости от целей познавательного общения на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Мы подводим детей к размышлению над загадкой, руководим и направляем поисковую деятельность, наталкиваем на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.

Знакомя детей с особенностями величины, прежде всего, даем почувствовать ребенку единство и совершенство мира. Сравнивая деревья по высоте, считая цвета на поляне, или сколько птиц на одной веточке дерева. Решаем, по какой дорожке дойдем до дома быстрее (по длинной или короткой), даем понять, что все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым мы дышим, и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и, наконец, людей, то есть, нас самих — все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие. Поэтому все, что нас окружает, надо беречь и любить, любить друг друга.

При обучении математике основные наши усилия направлены на то, чтобы дети с интересом и удовольствием занимались на занятиях, стремились преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, и желать достижения познавательных целей: создаем условия, в которых воспитываем духовные чувства: любовь, добро, справедливость.

Важно помнить народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления», также важно помнить, что у каждого человека есть душа. В душе есть ум, который мыслит, рассуждает, имеет свойство обобщать, формировать мировоззрение. В душе человека заложена нравственность. И мы стараемся сеять нравственные зерна на всех видах занятий.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2010.
  2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  3. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. М: Владос, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, ребенок, занятие, народный фольклор, оказание помощи, организованная образовательная деятельность, представление.

Похожие статьи

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС

В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Похожие статьи

Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации

В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания

В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС

В статье рассматриваются вопросы о влиянии духовно-нравственного воспитания на формирование отношений в классном коллективе на уроках и внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Задать вопрос