Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 2021 раз

Библиографическое описание:

Левочкина, Э. Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э. Ф. Левочкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2166/ (дата обращения: 20.12.2024).



Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка.

В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

«Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество.

Эстетическое восприятие — это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно — выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.

Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).

Наличие самостоятельной творческой деятельности — свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином — «Пластилинография».

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.

«Пластилинография» («графия» — создавать, изображать, «пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

– развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

– развитию воображения, творческих способностей;

– развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию самостоятельности, произвольности поведения;

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Все родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, активным, умным, и делают для этого всё необходимое. Уровень развития достижения ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с его самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Что же такое мелкая моторика — это совокупность действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы своего рода — воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощь которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я также использую и занимаюсь тестопластикой, где широко используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев. Лепка — так же является одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное. Воспроизведя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Развивается так же наблюдательность и детская фантазия. Лепить можно из разных материалов. Одним из экологически чистых материалов является солёное тесто. Лепка из солёного теста — тестопластика, является одним из видов художественного конструирования и мощным способом развития у детей умственного развития, творчества, художественного вкуса и многих других качеств. Тесто — экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Лепкой из солёного теста можно заниматься с года до самой школы, хотя и многие взрослые не прочь полепить из солёного теста. В процессе работы дети знакомятся со свойствами теста, такими как пластичность, вязкость, вес, целостность массы. Постепенно развивается умение владеть солёным тестом. Занятие тестопластикой формируют умение видеть основные формы предметов, синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук — формировать зрительный контроль за движением своих рук. С помощью лепки происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, стремление к самосовершенствованию. Занятие тестопластикой вызывает у детей только положительные эмоции, желание творить. Тестопластика сегодня актуальна, так как развивает мелкую моторику рук, что способствует развитию речи. Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через пластилинографию и тестопластику.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». М. 2002.
  2. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
  3. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду» М. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, развитие речи, развитие, соленый тест, дошкольный возраст, лепка, рука, детский сад, изобразительное творчество.

Похожие статьи

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников

Похожие статьи

Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования и робототехники

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании гуманистического мировоззрения школьников

Задать вопрос