Играем с блоками Дьениша | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Амелина, Л. М. Играем с блоками Дьениша / Л. М. Амелина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2182/ (дата обращения: 19.12.2024).



В наше время в дошкольных учреждениях широко используются самые разнообразные игры разработанные отечественными и зарубежными учёными: «Игры Воскобовича», «Цветные счётные палочки Киюнезера», «Блоки Дьенеша» и многие другие. Можно много говорить о ценности различных игр и значении их для всестороннего развития детей. Хотелось бы поговорить о блоках Дьенеша.

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 – 5см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), а также карточки с отрицанием свойств (не синий, не маленький…)

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это мостик к словесно-логическому мышлению.

Использование блоков позволяет развивать у детей пространственную ориентировку, способность действовать в уме, осваивать представления о числах, геометрических фигурах. В сознание детей закладываются начала алгоритмической культуры мышления.

Наше первое знакомство с блоками Дьенеша в средней группе произошло совсем недавно, но дети очень полюбили их, и готовы играть с ними снова и снова.

Дети были в восторге, им была предоставлена возможность самостоятельно рассмотреть и обследовать коробочки и то, что в них находилось. Дети играли парами, беседовали, обсуждали фигурки, называя цвет, форму, рассуждали, как с ними можно поиграть. Кто-то начал выкладывать дорожки, кто-то машинки, я предложила им выложить зайчика. Тут дети столкнулись с проблемой, когда нужно было выложить второе ушко, не нашлось одинаковых фигурок в коробочке. Наводящие вопросы и задания помогли детям выяснить, что в каждой коробке нет абсолютно одинаковых фигур. Найдите такую же фигурку. Чем они отличаются? (По форме, по цвету, по ширине). Так в процессе разных манипуляций с блоками мы установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Во время игры, я целенаправленно делала ошибки, говоря: – «Ребята, а вот же одинаковые кружочки». Дети меня поправляли, доказывали, что один толще, другой тоньше. Игра становится более интересной и увлекательной, когда дети чувствуют, что педагог вместе с ними становится равноправным участником игры, способным также, как и они ошибаться.

Индивидуальные игры – занятия с детьми с блоками Дьенеша помогли выяснить на какой ступеньке интеллектуального развития находится каждый ребёнок. Поскольку в нашей группе находятся дети разных возрастов от 4-5 и от 3-4лет, приходится учитывать возрастные особенности и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Задания даются детям, учитывая их способности и возможности, после того, как дети начинают легко справляться с заданием, им даются более сложные. Блоки Дьенеша позволяют составлять множество вариантов упражнений, которые помогают детям овладевать навыками сравнения, умениями анализа, синтеза.

В игре «Чудесный мешочек» прячется одна из фигурок, и ребёнок с помощью наводящих вопросов и ответов должен догадаться, о форме, толщине, и цвете фигурки. В игре «Большой маленький» нужно найти пару каждой фигурке (по размеру, по цвету, или толщине). В игре «Учимся считать» на расстоянии друг от друга выкладываются два блока и три блока. Ребёнку предлагается сравнить, где больше? Как их можно уравнять? С помощью схем, картинок дети выкладывали различные плоскостные изображения. Например, эпизоды из сказки «Колобок», потом с помощью моделей рассказывали сказки.

В игре «Магазин игрушек» дети первоначально сравнивали игрушки с геометрическими фигурами по форме, по цвету, по размеру. Затем разгадывали загадки об игрушке с помощью карточек обозначений и наводящих вопросов (Как вы думаете, что обозначает этот знак?), (на карточках нарисовано три знака красное пятнышко (к), чёрный круг, и большой домик). Первое – игрушка должна быть красной, круг – круглой, большой домик- игрушка должна быть большой. Так дети с помощью карточек путём проб и ошибок научились правильно выполнять задание, «раскупать игрушки в магазине». Эта игра им настолько понравилась, что в свободной деятельности дети играют в неё, развивая собственный сюжет, придумывая новые задания. У детей развиваются творческие способности, воображение. В совместных играх они помогают друг другу, подсказывают, поправляют, если кто-то ошибается.

Более сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. Детям предлагается разделить блоки между сказочными персонажами. Буратино все круглые, а Мальвине все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема. Есть предметы одновременно и красные, и круглые, есть не красные и не круглые. Дети постепенно пришли к выводу, что можно красные и круглые положить между персонажами, а не круглые, и не красные, вне этого пространства. Использование обручей, сначала одного, а затем двух (разного цвета), помогли нам оперировать тремя свойствами.

В игре «В лесу переполох» лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки Деда Мороза. Дед Мороз сказал лисе взять все маленькие, волку круглые, а медведю все толстые. Но вот беда, есть подарки и круглые, и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса, и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые, ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча помогли нам разобраться, где чьи подарки. И какие общие. С этим заданием справляются дети более старшего возраста.

С логическими блоками дети выполняют различные действия, выкладывают, меняют местами, выбирают, прячут, ищут, а по ходу игры рассуждают. После приобретённого опыта игр с блоками, более старшие дети стали самостоятельно организовывать игры: «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигурка спряталась», «Магазин игрушек», «Найди свой домик».

С логическими блоками дети выполняют различные действия, выкладывают, меняют местами, выбирают, прячут, ищут, а по ходу игры рассуждают. После приобретённого опыта игр с блоками, более старшие дети стали самостоятельно организовывать игры: «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигурка спряталась». Можно сказать, что игры с блоками Дьенеша помогают решать задачи разных образовательных областей:

 Познавательное развитие: развитие математических представлений, внимания, памяти, логического мышления.

 Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия с взрослым и сверстниками, формирование готовности к совместным действиям.

 Речевое развитие: расширение словаря, активизация речи детей, построение логической связной речи.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом. Он сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Так как сейчас в отечественной педагогике существует личностно-ориентированная модель воспитания и обучения – логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход должны занять достойное место в практике детского сада.

Литература:

  1. Захарова Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша». Учебный курс для детей 4-5лет, ФГОС, 2016.
  2. Финкельштейн Б. Б. «Страна блоков и палочек» ООО «КОРВЕТ», 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, блок, игра, цвет, индивидуальный подход, Какая фигурка, отрицание свойств, приобретенный опыт игр, старший ребенок стали, ход игры.
Задать вопрос