Формирование основ ПДД через дидактическую игру
Автор: Варнакова Анастасия Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 1468 раз
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Варнакова, А. С. Формирование основ ПДД через дидактическую игру / А. С. Варнакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2184/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольный период – это важный возраст, когда формируется человеческая личность. Определить правильно ли ведет себя человек, в тех или иных ситуациях бывает очень сложно, а порой и просто невозможно. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка ошибаться, нарушать норы, правила, в том числе и правила дорожного движения. Актуальность обучения детей основам правил дорожного движения несомненна. Ведь нельзя подходить к детям с той же меркой, что и к взрослым. Чтение статей и рассказов, анализ статистики происшествий тоже не даст нужного результата. У детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому у меня появилось желание знакомить детей с правилами дорожного движения, и правильно ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях. Начала свою работу, с привлечением в нашу деятельность родителей. Ведь они, как никто, являются для ребенка примером, образцом, наставником и помощником. Мамы и папы активно участвовали в нашей повседневной деятельности. Мы знакомились с информацией о правильном и безопасном поведении на дорогах. Активно обсуждали те проблемы, с которыми сталкиваются сами родители, искали вместе решение. Обращались за помощью к инспектору ГИБДД, для разъяснения некоторых вопросов.
Для начала следует уточнить и систематизировать знания детей о безопасном поведении на дороге. Ввести все правила в повседневную жизнь детей. Показать разнообразие и необходимость применения их в жизненных ситуациях. Самое главное заинтересовать детей в применении этих правил. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте, конечно игра. Через игру ребенок узнает новую информацию, переживает ее, усваивает, и делится с другими. Что собственно нам и необходимо.
В работе с детьми, для закрепления знаний о правилах дорожного движения, используют различные виды деятельности. В группе с детьми мы создаем условия для их реализации: переносные деревья, дома, большое разнообразие транспорта, макеты дорожных знаков, переходов. Самым любимым атрибутом является костюм инспектора ДПС, жезл, радар. Дети с удовольствием погружаются в игру, используя все материалы и атрибутику. Хорошей практикой для закрепления изученного материала являются совместные с родителями или сверстниками развлечения, конкурсы, соревнования. Одним из таких мероприятий стал КВН совместно с родителями, на тему «Правила дорожные знать каждому положено». Очень интересным и эффективным методом в изучении ПДД являются экскурсии к перекрестку, к проезжей части, к светофору, что тоже использую в своей практике.
Свое внимание хотелось бы остановить на дидактических играх. В которых перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Разнообразие дидактических игр позволяет познакомить детей с различными ситуациями, закрепить полученные знания, познакомить с дорогой и опасностью на ней. Закрепить правильное и безопасное поведение в транспорте: как правильно зайти и выйти из него, как обойти. Познакомиться с такими понятиями как: «Переход», «Пешеход», «Пассажир», «Проезжая часть дороги» и т. д. Для того, чтобы игра была ребенку интересна, и выполняла все поставленные задачи, необходимо познакомить его с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре. В начале игры мы с детьми повторяем правила, закрепляем ход. Во время игры стараюсь быть рядом, помочь советом либо действием. В заключение игры, обязательно провожу рефлексию, необходимо, чтобы каждый ребенок выразил свое отношение к данной деятельности. Дидактическая игра – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях.
В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается, а, наоборот, идет полным ходом.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2007.
- Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. «Детство-пресс», 2008.
- Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2010.
- Добрякова Н. В., Борисова Т. А., Панина С. А. Уклонская Т. В. «Три сигнала светофора».
- Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.