Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О. А. Веснина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2185/ (дата обращения: 16.11.2024).



Радость словотворчества – самая доступная для ребенка

интеллектуальная одухотворенность

В. Сухомлинский

В старшем дошкольном возрасте, ребенок начинает активно осваивать различные речевые конструкции. Осваивается ребенком форма монолога. По мнению О. С.Ушаковой параллельно с развитием связной речи, происходит совершенствование грамматического строя речи и освоение смысловой стороны слова.

В этом возрасте основное освоение системы родного языка завершается, хотя по-прежнему активно протекает словотворческий процесс [6]. Важную роль играет целенаправленное обучение, осуществляемое в игровой форме, направленное на совершенствование навыков построения высказываний. Ребенок в старшем дошкольном возрасте, узнает много нового об окружающем мире и естественно испытывает огромное желание, поделится со сверстниками и взрослыми своими наблюдениями и впечатлениями. Появляется потребность в овладении новыми формами и качествами родного языка [2].

По мнению О. М. Ельцовой и А. Л. Прокопьевой, формирование первоначальных навыков связной речи – умение толково и последовательно рассказывать об увиденном, излагать свои мысли в правильно построенных фразах говорить выразительно – уже ступени старшего дошкольного возраста [2]. Они делают вывод, что обучение связной речи становится ведущей задачей. Обучение рассказыванию способствует развитию творческого замысла и формированию такого качества связной речи, как содержательность, последовательность, выразительность и ясность.

Постижение ребенком окружающего мира, умение сочетать свои наблюдения и при этом ярко выражать свое эмоциональное отношение к исследуемым объектам, в своей речи, способствует развитию монологической речи и речевого творчества ребенка.

Развитию речевого творчества способствует:

- использование речевых игр и упражнений;

- выразительное чтение;

- скандирование;

- разучивание потешек, скороговорок;

- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки...);

- игры на подбор синонимов и антонимов;

- иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок. Необходимо обращать внимание на языковые особенности загадок;

- составление описательных рассказов

Для овладения навыками описательного рассказа, хорошо использовать наряду с загадками, образцы литературных произведений.

Так как дети в старшем дошкольном возрасте уже хорошо воспринимают литературные тексты, внимательно слушают, пытаются понять мотивы поступков, сопереживают героям. Читая книгу необходимо донести до детей характер героев. Обязательно проводить беседу по прочитанному, упоминая об авторе, если уместно можно познакомить с интересными фактами его биографии, доступными для понимания.

Развитию речевого творчества способствует и сочинительство сказок. Однако наблюдения показывают, что у многих детей достаточно низкий уровень развития речевого творчества и плохо развито воображение. Многие дети не владеют элементарными приемами сочинительства, постоянно нуждаются в помощи взрослого при установлении причинно-следственных связей, невыразительно передают содержание текста, им приходится делать длительные паузы, так как словарный запас беден.

Применение в работе: ТРИЗ-технологии: составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картинке, игровых ситуаций на нахождение ресурсов, простейших приемов рассказывания способствует развитию словотворчества у детей, накоплению ими своего опыта. Дети уже с легкостью придумывают зачин, излагают ход события, могут показать кульминацию и развязку своего рассказа.

Целесообразно использовать такие приемы в сочинительстве сказок, как введение нового свойства, черты характера. Этот прием способствует изменению сюжета знакомой сказки и рождение другого, на основе старого. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке», новые черты в характере у старика и старухи: решительность, доброта и отзывчивость. Старик не выполнил последнее повеление старухи, а попросил у рыбки, чтобы старуха стала доброй и отзывчивой. Использование этого приема вызывает у детей желание придумывать новые действия. Они начинают использовать различные предметы, чтобы создать свою сказку. Например, Ульяна П. на деревянных палочках для мороженого нарисовала лица героев сказки, сначала сварливую старуху и нерешительного старика, затем лицо старухи было нарисовано добрым, а старика более решительным. Образ рыбки остался прежним. В театральном уголке Ульяна взяла необходимые атрибуты для сказки и показала сказку на новый лад ребятам. Детям очень понравилось представление. Они стали сами придумывать уже свои сюжеты, некоторые придумывали новых героев, которые помогли старухе не остаться у разбитого корыта.

Можно также попробовать прием: не сначала, а конца, рассказать сказку, рассказ. Лучше при использовании этого приема воспользоваться иллюстрациями или серией сюжетных картинок, так как на слух будет очень сложно излагать сказку или рассказ. И уже постепенно можно будет овладевать навыком рассказывания без наглядности. Использование рифмующихся слов: игра: БУ-РИ-МЕ. Умение подбирать рифмующиеся слова способствует придумыванию не только прозы, но и стихов. В возрасте шести – семи лет дети очень часто любят придумывать небольшие стихи. Так как познавательный интерес развит уже в достаточной мере, то детские стихи, как правило, выражают их впечатления и переживания относительно явлений окружающего мира:

Владимир Д. (6 лет)

«Буду с братиком играть»

Маша в садик не пойдет,

У нее болит живот.

Дома скучно, нет друзей...

Только братик Алексей.

Алексей сидит в кроватке,

И жует там мармеладку.

Буду с братиком играть,

Буду петь и танцевать.

Мария Р. (6 лет)

«Вот и осень!»

Ты моя любимая,

Осень золотая!

Листики красивые,

В лесу я собираю.

У березы – желтый лист.

У рябины – красный.

Отличное начало!

Гербарий мой прекрасный!

Эмилия Ю. (6 лет)

«Мое осеннее счастье»

Осень, ты красивая.

Осень, ты для нас.

И песенку чудесную

Спою тебе сейчас.

Ты золотом украсила

Поля, деревья, луг.

Дубы, деревья, ясени –

Все желтое вокруг.

И урожай богатый

Нам дарит огород:

Морковка и капуста

Радуют народ.

Такое небо синее,

И воздух очень чист.

Замерзшая березка

Роняет желтый лист.

Птички улетели

В теплые края.

Скоро к нам прибудет

Белая зима.

Также важным условием речевого развития является развивающая речевая среда. Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра, книжек («Книжки малышки»), которые дети сами сделали, картинок на разные темы: это могут быть просто распечатанные картинки или вырезанные из старых журналов, такая своеобразная коробочка с «чудесными картинками». Ребенок может выбрать необходимую картинку из «чудесной коробочки» и заняться изготовлением собственной книжки, дополняя ее рисунками. Затем презентовать свою книжку сверстникам и взрослым.

По мнению О. С. Ушаковой, обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует прием «Ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует взрослому рассказ, а он записывает. Она рекомендует использовать этот прием при изготовлении детских книжек [5].

О. М. Ельцова и А. Л. Прокопьева, в своей книге «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», предлагают использовать для развития речевого творчества – творческую мастерскую. Эта форма, по мнению авторов, способствует выявлять индивидуальные способности старших дошкольников и развивать продуктивную речевую деятельность. Поэтому необходимо создавать условия для практического экспериментирования, развития инициативности и любознательности и у детей.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказ МинОбрНауки от 17.10.2013 № 155 / Дошкольное образование сборник нормативных документов. – М: изд. «Национальное образование», 2015.
  2. Ельцова О. М., «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета / О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 -192 с.
  3. Коноваленко В. В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6-9 лет/ В. В. Коноваленко, С. В Коноваленко.
  4. Сидорчук Т. А. Составление творческих рассказов по сюжетной картинке: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т. А. Сидорчук, С. В Лелюх – М.: АРКТИ, 2014 – 40 с.
  5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 176 с.
  6. Ушакова О. С. Придумай слово: речевые игры для детей дошкольников / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое творчество, старший дошкольный возраст, окружающий мир, связная речь, желтый лист, прием, развитие, родной язык, сочинительство сказок.
Задать вопрос