Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яровая, Т. А. Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ / Т. А. Яровая, Е. И. Головенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2187/ (дата обращения: 16.11.2024).



Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения, в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании и творчестве.

На базе нашей группы, которую посещают дети с ОВЗ, мы проводим кружок по тестопластике. Лепка – это не только одно из самых увлекательных и любимых занятий детей, но и важный инструмент в развитии мелкой моторики рук. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка на кончиках его пальцев». Это мы можем видеть на наших детях. Работая над своими поделками, дети общаются со сверстниками, легко и непринужденно идут на контакт, помогают друг другу, советуются. Очень важно, что дети внимательны, отзывчивы и толерантны в общении со всеми. На занятиях тестопластикой, каждый старается проявить свою индивидуальность, воплотить свой замысел. Многим детям с ОВЗ интересно творчество, ведь именно в творчестве они легко преодолевают трудности, начинают верить в себя, и, раскрепощаясь, начинают говорить. А поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью и особой лечебной аурой. Успех на каждом занятии – это своего рода психотерапия, позволяющая избавиться от нервного напряжения, плохого настроения, поверить в себя и в свои силы. Как интересно лепить поделки своими руками! Их можно подарить родным и друзьям.

В процессе занятий лепкой у детей развивается, формируется и совершенствуется мелкая моторика, что положительно сказывается на интеллектуальных и творческих способностях дошкольника, активно обогащается и активируется словарь детей.

О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной литературе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:

 Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;

 Помочь раскрыть способности детей преодолеть трудности в процессе обучения;

 Обучить детей работать с соленым тестом:

 Замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.

 Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

 Развить мелкую моторику рук, глазомер.

 Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

 Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;

 Сформировать умение работать в коллективе.

 Развить самостоятельность, аккуратность;

 Сформировать потребность в саморазвитии.

С чего нужно начать свою работу? В первую очередь познакомится с литературой по тестопластике, составить план работы с детьми, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях познакомить детей с историей тестопластики, как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом, замесить тесто в присутствии детей. Дать возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять. Высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Так же на занятиях использовать с детьми разные формочки для печения и штампики. Ребятам очень нравится стряпать угощения. При помощи предметов с рельефной фактурой делать интересные поделки, рамки для фотографий, подсвечники. После этого можно переходить на лепку объемных фигурок ежика, цыпленка, при помощи ножниц. Сложные поделки из соленого теста выполняются из простых элементов – колобков, колбасок, лепешек. Детям очень нравится лепить, можно сделать очень много красивых работ. Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски – гуашь, акварель. Сначала у детей не очень хорошо получается раскрашивать уже готовые формы – трясутся руки. Чувствуется, что ребятам сложно выполнять такую кропотливую работу, где нужно быть очень аккуратными в раскрашивании глазок, ротиков, брать определенное количество краски чтобы она не растекалась и работа имела красивый эстетический вид, но постепенно все получается. После того, как дети осваивают лепку из простых элементов, можно переходить с ребятами к другому этапу работы более сложному. Начать лепить по сюжетам любимых сказок и мультфильмов «Царевна лягушка», «Смешарики», «Лиса и заяц» и др. На этих занятиях можно проанализировать усвоение материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях. Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые используются в работе с детьми. Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, Большое место на занятии занимают игры с разнообразным готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации. Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с теми центрами головного мозга, которые влияют на речь человека. На занятиях широко используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда используются игровые мотивации. А в конце занятия предлагается детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Планируя работу на следующий год, нужно более углубленно изучить технологию лепки из соленого теста, закрепить ранее полученные навыки, знания и умения, чтобы легче было осваивать вместе с детьми более сложные приемы (лепка фигуры человека). Особое место уделяется совместному творчеству, изготовлению сувениров, игрушек для настольного театра, коллективных панно.

Литература:

  1. Роговин А. Хочу сделать сам: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 48 с.: ил.
  3. Силаева К., Михайлова И. Большая книга поделок «Соленое тесто» – М.: ЭКСМО, 2004. – 223 с.
  4. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок – Спб.: КАРО, 2006. – 176 с.
  5. Специальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.
  6. Фирсова А. Чудеса из соленого теста – М: Айрис-пресс, 2008. – 32 с.
  7. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, мелкая моторика рук, соленый тест, головной мозг, мелкая моторика, поделка, работа, рука, усвоение материала.
Задать вопрос