Экспериментальная деятельность в ДОО
Автор: Горобец Галина Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 116 раз
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Горобец, Г. В. Экспериментальная деятельность в ДОО / Г. В. Горобец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2188/ (дата обращения: 16.11.2024).
Уже доказанный факт: самое важное и непростое при работе с детьми дошкольного возраста – завладеть вниманием воспитанников, удерживать его в течение определенного времени. Ведь известно: внимающий педагогу, заинтересованный ребенок дошкольник может воспринимать любую информацию, усвоить любой материал (конечно, соответствующий его возрасту). Ребенок – дошкольник находится в роли маленького исследователя: ему все интересно потрогать, понюхать, обследовать предмет с разных сторон, сравнить с другими. Вопросы «Почему?», «Зачем?» становятся его постоянными спутниками. Именно эту особенность его развития, неотъемлемую сторону его личности – любознательность, любопытство – и необходимо использовать для формирования и развития внимания, которое базируется на интересе ребенка к окружающему миру.
Экспериментальная деятельность позволяет легко решать задачи из всех образовательных областей, увлекать детей в любом возрасте, дает возможность отталкиваться от интересов и запросов детей, а, следовательно, организация образовательных ситуаций происходит с учетом интересов и потребностей детей. Именно в данной деятельности наряду с информационно-познавательными методами огромная роль отводится деятельностным методам обучения и саморефлексии. Это способствует росту творческого потенциала дошкольников, познавательных мотивов, обогащению форм учебного сотрудничества и расширению зоны ближайшего развития. Кроме того, деятельностный подход ориентирует на способы усвоения знаний дошкольниками, на образцы и способы мышления, на развитие познавательных сил, предусматривает развитие умений воспитанников ставить цель, решать задачи, отвечать за результат, предполагает свободу действия, возможность выбора, формирование у детей ответственности за последствия своих действий и поступков. Рефлективность достигается благодаря тому, что ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому, а также – постановке вопросов проблемного характера типа: «Что позволило помочь нашему гостю?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?» «Какое задание было самым трудным? Почему?», «Для чего это вам пригодится в жизни?».
Для реализации этого на практике необходимо было создать рабочий, и в то же время эмоциональный настрой у воспитанников на новые открытия. С этой целью была сшита форма «ученых», создана научная лаборатория, куда вошли различные измерительные приборы, природный, бросовый материал, семена и многое другое (с помощью родителей). Была выстроена структура совместной образовательной деятельности. Выглядела она так: в начале недели дети озвучивали темы будущих исследований, вопросы в беседе: «Мне интересно узнать…». Так формулировались темы и задачи экспериментов на ближайшее время, которые реализовывались в процессе совместной образовательной деятельности. Такая совместная работа непременно начиналась с создания проблемной ситуации, постановки проблемного вопроса, например: «Может ли вода менять форму? цвет?» или: «Можно ли выйти сухим из воды?», «Что легче: лед или вода?» и другие. После чего звучали гипотезы детей, которые принимались без обсуждения (на этом этапе было важно, чтобы ребенок смог озвучить свое мнение, опираясь на собственный опыт). Затем уже начиналась непосредственно экспериментальная деятельность, в ходе которой дошкольники и получали ответ на поставленный проблемный вопрос, в финале звучали умозаключения, выводы, которые базировались на новом, уже вновь приобретенном опыте. В старшем дошкольном возрасте полученные знания детей находили отражение в схемах, условных обозначениях. Так были созданы схемы – таблицы: «Свойства воды», «Свойства воздуха». Опираясь на них, старшие дошкольники уже могли рассказать о свойствах воды, воздуха. В процессе экспериментальной деятельности, направленной на изучение свойств и назначения различных тканей была создана картотека тканей (образцы нам помогали подбирать родители) благодаря которой ткани были классифицированы по основным признакам: «натуральные – искусственные», «воздухопроницаемые (гигроскопические) – водонепроницаемые». Таким образом, дети могли уже обосновать выбор ткани для пошива той или иной одежды, а также сезона, когда можно ее использовать.
Развитию внимания дошкольников, а также наблюдательности и бережного отношения к природе способствовал раздел: «Огород на окне». Сначала младшие дошкольники с интересом наблюдали за процессом посева, рыхления, полива, семян, затем, став старше, сами начали принимать непосредственное участие в уходе за рассадой: старшие дошкольники уже сами сажали семена, поливали, учились рыхлить почву. Примечательно, что каждый год «огород на окне» имел свою тематику, сюжет, например: «Космическое путешествие», «Юные матросы» с соответствующей атрибутикой, оформлением. Непременно велся дневник наблюдений (у каждого ребенка он был свой). Он мог называться «бортовой журнал» или «дневник космонавта», куда вносились все данные наблюдений за посевом, всходом семян. Темы экспериментов в этом разделе были: «Какое семечко быстрее взойдет? (например, редиса или моркови) и почему?», «Как сделать так, чтобы огурцы быстрее взошли?».
Очередной раз следует отметить: родители воспитанников принимали самое активное участие в организации этой работы, проявляли заинтересованность. Поэтому проект «Тайны кипящей кастрюли», который проводился в подготовительной группе, восприняли с энтузиазмом. На круглом столе, где родителям была озвучена тема проекта, его цель и задачи, были предложены темы экспериментальной деятельности в домашних условиях: «Бывает ли лук сладким?», «Почему потолстели макароны?», «Сладкая картошка», «Несовместимость воды и масла», «Почему пельмени плавают?» и другие. Итогом этой совместной работы стал фотоотчет: «Вкусная наука», а также КВН «Кухонные секреты».
В разделе по познавательному развитию были исследованы качества песка и глины как природных материалов, их сходства и различия. Итогом стало изготовление поделок из белой глины, которые хранятся в природном уголке.
Таким образом, благодаря экспериментальной деятельности ребенок-дошкольник получает разностороннее, гармоничное развитие. Наряду с развитием внимания, наблюдательности, создаются все условия для развития: мышления (ребенок учится делать умозаключения на основе приобретенного опыта, у него значительно расширяется запас представлений об окружающем мире), речи (дошкольнику необходимо высказать свою точку зрения, аргументировано доказать ее), воображения (ребенку важно научиться представлять итоговый результат исследовательской деятельности). Также получает развитие и мелкая моторика, поскольку ребенок соприкасается с предметами окружающего мира, исследуя их. Экспериментальная деятельность позволяет задействовать различные анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, благодаря чему ребенок получает всестороннее развитие.
Немаловажно, что ребенок учится наблюдать за объектами окружающего мира, сравнивает их, начинает видеть и понимать взаимосвязь живой и неживой природы, осознавать свою долю ответственности за состояние природы; создаются условия для формирования и развития трудолюбия, чувства эмпатии. Все это происходит, конечно, при тесном контакте с родителями в процессе совместной образовательной деятельности.
Дошкольник будет внимательным тогда, когда ему интересно, увлекательно – экспериментальная деятельность позволяет заинтересовать ребенка любого возраста.