Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гуммер, Е. А. Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста / Е. А. Гуммер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2189/ (дата обращения: 16.11.2024).



В практике дошкольных учреждений прочно утвердились такие виды театра, как театр на коврографе, настольный, кукольный, плоскостной, пальчиковый театр. Именно театр помогает наиболее активно развивать творческие способности детей, эмоционально их раскрепостить. Театр развивает эмоциональную культуру и культуру общения, помогает развивать и активизировать речь детей. Поэтому необходимо последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра и делать это поэтапно, от простого к сложному. Для этого нужно создать условия, хорошо организовать театрально игровую деятельность. Прежде всего, нужны куклы различных систем, яркие, легкие, удобные в управлении, атрибуты и декорации для игр-драматизаций.

Большое значение имеет хороший подбор произведений для инсценирования. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей. Сюжет произведения должен быть насыщен действиями, богат диалогами, включены игры и упражнения на развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (речевые и неречевые). Работа по формированию слухового внимания, фонематического восприятия ведется через игры и упражнения. Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки. Именно с них лучше всего и начинать работу по театрально-игровой деятельности.

При чтении или рассказывании сказки, используем театр картинок на коврографе. Картинки должны быть большие и яркие, желательно, чтобы и коврограф имел большие размеры, что увеличит его пространственные возможности. Всё это вместе помогает пробудить интерес к театру, к показываемому произведению, развивается умение детей следить за ходом действия, сопереживать.

В I младшей группе дети выступают ещё в роли зрителей. Но для того, чтобы дети приобщались к самому действию, лучше всего использовать разнообразный пальчиковый театр, который позволяет педагогу поиграть вместе с ребенком.

Игры с пальчиковыми куклами помогают ребёнку лучше управлять движениями собственных пальцев, развивают речь и активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Так же включены и очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки.

Во II младшей группе дети остаются зрителями лишь в начале учебного года, но затем постепенно осваивают простейшие приёмы кукловождения. Куклы для настольного театра должны быть небольшого размера, они могут быть разные от пластмассовых, резиновых, мягких, и кукол, сделанных из поролона, меха, ткани и другого материала. Понятен и интересен детям настольный плоскостной театр, как деревянный, так и бумажный. Кроме русских народных сказок разыгрываются потешки, небольшие стихотворения. Постепенно можно обучать детей и играм-драматизациям. Перед началом занятия выполняем артикуляционную гимнастику, где все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, что позволяет развивать силу голоса, интонацию, подражательные движения, мимику, диалогическую речь. Дети с трудом осваивают умение сопровождать свою речь с действиями.

В средней группе дети и зрители, и участники разыгрываемых действий. В этой группе наряду с ранее используемыми видами театра, можно знакомить детей с театральной ширмой и верховыми куклами. Это совершенно новый этап в ознакомлении детей с театром, в обучении их кукловождению. Ширма скрывает ребёнка и главным действующим лицом становится кукла. Ребёнок может реализовать себя лишь посредством голоса. Здесь свои сложности и в кукловождении, отличные от настольного театра. Ребёнку гораздо сложнее держать куклу за ширмой без опоры, нужно научиться плавно ввести куклу и также её вывести, поднимать и опускать руки, открывать рот у куклы. Всё это очень кропотливая и последовательная работа.

Обучение детей основам актёрского мастерства – длительный и бесконечный процесс, требующий развития памяти, внимания, речи, воображения, умения общаться с партнёром. Этюды помогают детям научиться имитировать движения, соотносить слова с действиями. Параллельно с основами кукловождения необходимо обучать детей правильно говорить, работать над выразительностью речи, над силой голоса и интонацией. Благодаря специальным упражнениям и играм на звукоподражание дети учатся не только громко, тихо и шепотом произносить слова, но и менять интонацию, подражать голосам животных. Готовых образцов для подражания лучше не давать, а разбудить фантазию ребенка. Необходимо, чтобы все дети пробовали себя во всех ролях. Лучше всего одну и ту же сказку попробовать обыграть во все виды театра, начиная с настольного и заканчивая игрой – драматизацией. Для детей участие в спектаклях всегда праздник, они всегда ждут и с удовольствием играют пусть даже самую маленькую роль.

В старших группах дети уже настоящие актеры. Некоторые из них волнуются, но чаще всего игра доставляет детям удовольствие. Постановка спектакля – это результат большой работы взрослого и детей.

Театрально-игровая деятельность развивает и активизирует речь детей, их творческие способности и таланты. Дети, увлечённые театром, более уверены в себе, самостоятельны и активны. Театральная кукла может всё: разговорить застенчивого ребёнка, успокоить расплакавшегося, развеселить грустного, занять разбегавшегося. А сколько впечатлений, радости, эмоций от игры. Дети способны слушать, понимать друг друга, быть внимательными, соотносить слова с действиями. Элементы театрализованной деятельности могут быть использованы на занятиях и как сюрпризный момент в различениях и беседах.

Можно сделать вывод: что театрально – игровая деятельность способствует в самостоятельной игровой деятельности, даже играя с обычными игрушками сочинять сказки, песенки, рассказы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, кукла, вид театра, игровая деятельность, младшая группа, настольный театр, слуховое внимание, театрально-игровая деятельность, фонематическое восприятие.
Задать вопрос