Экологическое воспитание дошкольников: создание Красной книги | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дьяченко, О. Е. Экологическое воспитание дошкольников: создание Красной книги / О. Е. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2191/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема экологии все более актуальна с каждым годом. Сохранения окружающей среды касается каждого, независимо от социального статуса, мировоззрения и возраста. Начинать процесс экологического воспитания необходимо с раннего детства, с периода, когда в человеке закладываются его способ дальнейшего взаимодействия с миром. Чаще дети сильнее взрослых стремятся взаимодействовать с природой, а взрослым необходимо обратить внимание на неутомимое стремление детей любопытствовать, изучать, экспериментировать с объектами природы, а главное беречь ее. Конечно, дети действуют на уровне инстинкта и личного опыта при взаимодействии с природой, и здесь необходим наставник, для того чтобы объяснить, показать на собственном примере, как нужно правильно обращаться с природой, а для этого воспитателю необходимо развиваться и быть специалистом в этом вопросе, грамотно подойти к организации развивающей среды в группе, созданию дидактических игр. Ценно в экологическом воспитании, чтобы дети поняли, как прекрасно побегать босым по камешкам, прислониться к дереву, ощутить пальчиками поверхность листиков, коры деревьев, понюхать благоухающий цветок, ощутить заряд энергии и доброты от общения с божьей коровкой. Так же важно донести до детей проблемы взаимодействия человека и природы, объяснить какое влияние человек может оказывать на нее и какие последствия ожидает человечество в будущем, если мы не задумаемся о правильном и бережном отношении к природе, не изменим способы взаимодействия с ней.

Однажды, на занятии по экологии мы с ребятами смотрели презентацию о животных России, занесенных в Красную книгу, их поразило количество животных, находящихся на грани вымирания, дети смотрели на фото и задавали вполне взрослые вопросы: что же будет, если все эти животные исчезнут? Почему они находятся на грани вымирания? Что люди могут сделать, чтобы не допустить этого? А чем я могу помочь этим животным? В глазах ребят был не поддельный интерес к данной экологической проблеме. Один из ребят спросил: в нашем городе Томске тоже есть такие животные, которых скоро не станет? И мы решили подойти к данной проблеме со всей серьезностью, в процессе беседы ребята предложили сделать свою Красную книгу, в которой находились бы фотографии исчезающих животных, информация об их жизни, причинах исчезновения, а главное информация о том, что может сделать человек, чтобы предотвратить вымирание конкретного вида. Задача стояла серьезная, ведь необходимо узнать информацию о каждом животном, внесенном в нашу Красную книгу, узнать много фактов о существовании животного, донести до будущих читателей нашей книги всю серьезность проблемы, заинтересовать в участии решения данной экологической проблемы, побудить к бережному отношению к животным.

Для начала мы посвятили родителей в наши планы, рассказали о том, что мы будем делать, зачем, что будет в нашей книге, обсудили способы ее создания. Дома ребята совместно с родителями нашли в интернете и посмотрели фильм об исчезающих животных России. На следующий день мы обсудили просмотр и решили за каждым создателем Красной книги закрепить свой вид животного и птиц. На обложку ребята решили поместить изображение Амурского тигра с грустными глазами, именно грустные глаза, решили дети, выражают отношение животных к жестокому обращению с ними. Мы составили список животных, которые должны быть в нашей книге, совместно с родителями дети нашли фото животных и птиц и принесли в группу. Теперь необходимо собрать информацию о каждом животном, занесенном в нашу книгу.

Ребята приносили литературу о животных, мы начали изучать жизнь животных по произведениям Чарушина, Бианки и других авторов книг о животных. Родители помогали нам и пополняли нашу библиотеку о животных России. Каждый день мы посвящали одному животному из нашей будущей книги. После дня Розового фламинго наш уголок творчества был полон маленькими копиями этих прекрасных птиц, сделанных ребятами нашей группы. Рассматривали презентации, изучали жизнь животных по документальным фильмам и энциклопедиям. Беседы проходили эмоционально и плодотворно: мы рассуждали, чем вызвана проблема исчезновения некоторых видов животных, искали пути решения, один из ребят предложил спасти Манула путем разведения этой хищной кошки дома, некоторые опровергли это предложение, приведя множество аргументов о том, что это хищное животное и человек не сможет приручить эту большую кошку. Но каково было наше удивление, когда на следующий день этот ребенок принес фильм о домашнем содержании Манула, оказалось, что некоторые люди держат этих прекрасных кошек как домашних любимцев, а Манул отвечает человеку преданностью и благодарностью за свою беззаботную жизнь. Ребята совместно с родителями смогли найти записи голосов интересующих нас животных и птиц, теперь мы знаем какие звуки издает Красный волк и Атлантический морж, их мы узнаем из тысячи других звуков, издаваемых животными.

В процессе создания Красной книги мы проводили эксперименты, подтверждающие пагубное влияние человека на жизнь животных: выяснили, как нефть влияет на полноценное существование птиц, как мусор, который оставляет человек мешает жизни и размножению животного.

Так же мы выпустили книжки – малышки, в них мы поместили рисунки диких животных и экологические сказки о них, которые ребята сочинили сами в группе.

На КВНах и викторинах с другой подготовительной группой мы показали свои знания о животных России, которые получали в процессе создания Красной книги. За это время нами было изучены много фактов о редких видах животных России, их жизни, питании, размножении, влиянии человека на их популяцию. Каждый ребенок смог почувствовать себя настоящим экологом. Совместно с родителями мы оформили полученные знания, итогом нашем работы стало создание Красной книги животных и птиц России.

Пришло время показать продукт нашей совместной работы. Приглашены на презентацию были родители и дети старших групп. Наши ребята подготовили экологическую сценку на тему «Жизнь диких животных», перевоплотились в настоящих обитателей дикой природы. После сценки ребята рассказали, что каждый день на Земле вымирает один из видов животных, поведали, почему нас затронула данная проблема и как мы с помощью создания Красной книги хотим помочь вымирающим животным, рассказали наши пути решения экологической проблемы. Гости с интересом отнеслись к нашему продукту, листали книгу, рассматривали, задавали вопросы, а ребята как настоящие экологи со знанием дела отвечали на них. Свою книгу мы предложили почитать всем группам нашего детского сада, а сами приступили к созданию Красной книги растений России.

C:\Users\оля\Desktop\написанные планы\статья для сборника Дьяченко\Без имени.png

Основные термины (генерируются автоматически): Красная книга, животное, ребята, жизнь животных, ребенок, Россия, экологическая проблема, бережное отношение, вид животных, экологическое воспитание.
Задать вопрос