Утренний сбор – начало интересного дня | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иваницкая, Г. В. Утренний сбор – начало интересного дня / Г. В. Иваницкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2192/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дети дошкольного возраста тесно взаимодействуют с объектами и предметами окружающего мира, общением с взрослыми и сверстниками в быту, в играх, во многих видах деятельности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах позволяют ребенку реализовать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми. Ребенок приобретает способность принимать разные социальные роли, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор, поддерживать его. Хочется отметить, что все эти виды ключевых компетентностей детей формируются во время группового утреннего сбора. Он предназначается для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в естественном социально-эмоциональном общении со сверстниками и взрослым, помогает формированию у детей навыков социальной и коммуникативной адаптации, в воспитании уважения к личности каждого члена группы, в создании эмоционального настроя, в развитии речи и коммуникативных умений. Во всем этом мы убедились сами, решив применить идею утреннего сбора на своей группе.

По опыту работы с детьми в старшей, а потом и в подготовительной группе, можем сказать, что ежедневный утренний сбор способствует реализации большого количества интересных тематических недель. Каждое утро на сборе мы планировали, записывали в тетрадь предложения детей, а вечером проверяли, все ли нам удалось сделать. Если что-то из намеченного не успевали выполнить, переносили работу на завтра, а завтра снова придумывали что-то новое. И так каждый день! Надо сказать, что жизнь в группе была очень интересной, насыщенной разнообразными идеями, предложениями. Некоторые «закрытые» дети раскрепостились, стали вносить свои предложения, активно участвовать в жизни группы. Детям некогда стало ссориться, выяснять отношения – все были заняты важным общим делом! Многие интересные детям тематические недели заканчивались мини-презентациями, выставками, театрализованной деятельностью. Например, проходящая неделя космоса закончилась замечательной выставкой совместного творчества рисунков в нетрадиционной технике рисования детей и родителей «Космический вернисаж». Одним ребенком была написана, проиллюстрирована сказка «Космическое путешествие», мы ее напечатали, сброшюровали, и потом ребенок читал ее всей группе. Детям очень понравилась сказка, все внимательно ее слушали и активно обсуждали после. Некоторые дети захотели привлечь родителей и совместно с ними организовали выставку космической техники из бросового материала: ракеты, луноходы, спутники. А неделя сказок закончилась презентацией театрализованной постановки «Коза-дереза» детям младших групп. Как дети старались, какими артистичными они были, как им понравилось делать что-то для других! Так же интересно прошла неделя, посвященная творчеству А.С. Пушкина. Дети предложили не только нарисовать, слепить, почитать или театрализовать сказки Пушкина, но и сшить героев к полюбившимся сказкам. Так у нас получилась замечательная коллекция кукол, сшитых своими руками. Тема «Дикие животные» вылилась в интересный краткосрочный проект «Полуводные животные». Дети услышали от ребенка названия животных «выдра», «ондатра» и предложили узнать, а что же это за животные, чем питаются, как живут. Объединившись в подгруппы, выбрали интересующее их животное и работа закипела. Детьми и родителями было проделано много работы, сделано несколько презентаций, оформлена выставка поделок из бросового материала, выставка экологических знаков, рисунков. Презентовали проект детям параллельной группы совместно с родителями.

На утреннем сборе было принято решение написать сказку «Про динозавриков», во время реализации проекта «Мир динозавров». Эту сказку иллюстрировало и писало несколько детей, иллюстрации рассматривались, одобрялись, принимались, совместно корректировались. Дети старались не обидеть замечаниями товарищей, подсказывали, как лучше нарисовать, веселились, если получалось что-то интересное. В итоге эту сказку напечатали, прочитали и дали почитать во многих группах детского сада. Дети очень гордились тем, что их сказка понравилась. Во время реализации этого проекта дети придумали две считалки про динозавров, которые потом использовали в играх.

Благодаря совместной работе, совместному планированию на утренних сборах мы увидели, как дети раскрываются, как преображаются, как учатся общаться и совместно работать. Поэтому, набрав новую группу малышей, мы решили продолжить работу по введению утреннего сбора в жизнь группы.

Уже в после адаптационный период, мы постепенно приучали детей собираться в круг, размещаться на подушках, на стульчиках или просто постоять в кругу, взявшись за руки. Потребовалось немало времени, чтобы дети привыкли собираться, чтобы им захотелось собираться всем вместе, чтобы им было это интересно. Изначально использовали словесный сигнал: – Раз, два, три, ко мне скорей беги! Потом выбрали понравившуюся детям мелодию. Дети слышат мелодию и сразу же начинают доставать из короба и раскладывать подушки, т.к. больше всего им понравилось собираться именно так. Разучивание небольшого приветствия заняло тоже немало времени, т. к. маленькие дети еще не совсем понимают, зачем это им нужно, многие дети не могут проговорить слова приветствия. Чтобы научиться передавать рукопожатия и пожелания доброго утра друг другу, пришлось потратить тоже достаточно много усилий. Чтобы утренний сбор был интересен детям мы используем различные коммуникативные, пальчиковые или логоритмические игры, элементы самомассажа, психогимнастику, дыхательную гимнастику. Изначально мы использовали для малышей 3 лет коммуникативную игру «Кто у нас хороший». Посредством этой игры происходило знакомство детей друг с другом. В этой игре обращается внимание не только на внешний вид ребенка: какая красивая у него прическа, какие замечательные голубые глаза или как идет ему эта футболка и т. д. Обязательно отмечаются какие-то внутренние качества ребенка (сегодня Маша совсем не плакала, когда прощалась с мамой, она обещала вчера, что не будет плакать, и сдержала слово. Давайте ей похлопаем). Использование всевозможных «похвалюшек» повышают самооценку детей, улучшают их настроение, налаживается коммуникация на весь день, дети быстрее социализируются и адаптируются, в коллективе складываются доброжелательные отношения.

Наряду с приветствиями и разного рода играми, на утреннем сборе малышам предлагаем решать познавательные задачи: давайте посчитаем, сколько сегодня девочек, сколько мальчиков; сколько детей в белых чешках и сколько в черных; сколько в шортиках и платьях и т. д. Дети с удовольствием занимаются подсчетом, учатся сравнивать: кого больше, кого меньше, приобретают элементарные математические представления, учатся моделировать различные ситуации. На сборе закрепляются знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности, добавляются новые, развивается наблюдательность, память, зрительное и слуховое внимание, развивается речь ребенка. Дети начинают знакомство с календарем погоды: отмечают погоду определенными значками – символами, следят за изменением погоды и вносят свои коррективы в календарь (если днем или вечером идет дождь или снег-ставят определенный значок уже самостоятельно), очень ответственно относятся к этому. Ежедневное наблюдение за погодой на утреннем сборе не становится для них рутинной обязанностью, малышам очень нравится быть занятыми таким важным делом.

Когда дети достаточно хорошо овладели речью, ввели в утренний сбор обмен новостями выходного дня. Постепенно новостные понедельники станут постоянной рубрикой сбора, в которой дети начнут знакомство с днями недели. Первое время воспитатель в роли журналиста подходит к детям с игрушечным микрофоном, задает вопросы, помогает ответить на них, чтобы ребенок мог более полно рассказать об увлекательном событии, которое с ним произошло в выходной день. Новости детей 3-4 лет могут быть совсем незначительными, но обязательно выслушивается 3-4 короткие выступления. Тем детям, которые не успели поделиться своими новостями, дается возможность рассказать о них в другое время. Во время обмена новостями дети приучаются слушать сверстников, не перебивать, выражать заинтересованность жизнью своих друзей. Когда дети наберутся достаточного опыта, они сами будут выступать в роли журналистов, детям очень нравится эта роль. Становясь старше, они уже тщательно обдумывают свои вопросы, приходят на помощь тем, кого они интервьюируют, внимательно слушают высказывания.

Чтобы подвести детей к изучению новой темы (например, «Путешествие по сказкам»), в окружающей обстановке детям предлагаются атрибуты, отображающие будущую работу группы по этой тематической неделе. На информационной стене, магнитной доске или коврографе развешиваются иллюстрации к сказкам, наглядные картинки, выставляются сборники сказок, игрушки и т. д. Из всего этого в основной части утреннего сбора дети делают вывод, что хозяйка нашей группы кукла Радужка приглашает нас в сказку. Дети младшей группы еще не могут самостоятельно определиться с выбором центров активности, но уже начинают предлагать, что мы сможем сделать: нарисовать, слепить, построить теремок или домик для зайчика, почитать или сделать театр. Мы заранее подготавливаем презентации в разных центрах активности: схемы рисования, лепки или аппликации репки, колобка или теремка – в центре изобразительной деятельности «Каляка-маляка». Все материалы, необходимые для выполнения работ находятся в свободном доступе. В центре «Театральная карусель» появляется новый вид театра- настольный. В центре «Почитайка» предлагаем хорошо проиллюстрированные сборники русских народных сказок для рассматривания иллюстраций. В центр «Умные пальчики» детей ждут пазлы по русским народным сказкам. Чтобы реализовать все наши планы, собираемся небольшими группами, организуем совместную деятельность: вместе раскрашиваем героев теневого театра, лепим, конструируем, собираем пазлы, сочиняем сказки на новый лад и т. д. в разных центрах активности, которые работают в группе на этой неделе. Привлекаем родителей для реализации планов: просим помочь сделать пальчиковый театр по сказкам, смастерить книжки-малышки по любимым сказкам детей и т. д. Постепенно дети научатся более точно и самостоятельно планировать свою деятельность и выполнять намеченное. Необходимо, чтобы утренний сбор стал неотъемлемой частью жизни детей в группе, его содержание было разнообразным, интересным для детей. Только тогда он поможет детям социализироваться, эмоционально общаться со сверстниками, будет способствовать познавательно-деловому развитию, приобретению навыков понимания себя и других, согласования деятельности всей группы и каждого в отдельности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, утренний сбор, сказка, группа, эта, бросовый материал, время, день, жизнь группы, центр активности.
Задать вопрос