Предупреждение речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в детском клубе «Говоруны»
Автор: Сидорова Наталия Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 148 раз
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Сидорова, Н. А. Предупреждение речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в детском клубе «Говоруны» / Н. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 22-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2199/ (дата обращения: 16.11.2024).
Маленького ребенка с самого его рождения окружает бесчисленное множество звуков: нежное пение птиц, тихая колыбельная, шорох листвы, шепот ветра, журчание воды… Но именно речевые звуки – слова – особенно важны с первого дня малыша. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Но достаточно часто родители и специалисты наблюдают картину полного или частичного отсутствия речи у ребенка не только двух, но и трех, четырех лет. При нормальном развитии, овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам, хотя это бывает не так часто и в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней, старшей группе часто можно видеть детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками, стараются держаться в тени при групповой работе. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В современном детском саду, безусловно, работа педагогов и специалистов полностью направлена на всестороннее развитие навыков и умений ребенка. Отлаженная система коррекционных мероприятий помогает добиться замечательных результатов. Но не менее важна и профилактика, целенаправленное предупреждение возникновения речевых нарушений у детей.
С этой целью был разработан уникальный цикл логопедических занятий по развитию речи для неговорящих детей и для детей с нарушениями звукопроизношения в возрасте от 2 до 5 лет. Именно этот цикл занятий лег в основу работы клуба «Говоруны», который весьма успешно функционирует уже около четырех лет. Данная логопедическая работа является на сегодняшний день системной в нашем саду. Также она облегчает в дальнейшем работу на основных занятиях по коррекции. Ведь в ее основе не только планомерное формирование произвольных и координированных движений органов артикуляции малыша, но и укрепление мышц артикуляционного аппарата, его подготовка к правильному формированию артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков. При этом, логопед, реализуя программу клуба «Говоруны», использует в своей работе комплекс игр и упражнений, способствующих развитию у малышей движений кистей и пальцев рук, правильного физиологического и речевого дыхания, развитию фонематических представлений и навыков.
Отметим немаловажный факт: такая работа дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей ребенка. Ведь уже с полутора лет учитель-логопед наблюдает за ребенком регулярно (занятия проводятся два раза в неделю). При отсутствии динамики развития малыша или наличии речевой патологии консультирует родителей, дает рекомендации посетить необходимых специалистов, врачей. И здесь, безусловно, крайне важна роль родителей, искренне любящих своего малыша, внимательных к его нуждам и проблемам. Такая работа логопеда с родителями грамотно организована и носит характер сотрудничества. Ведь не секрет, что, доверяя логопеду и желая помочь своему ребенку, каждый родитель способен найти оптимальные для него пути развития, помочь своему малышу. Именно такой тесный контакт с семьей помогает родителям встать в активную позицию, побуждает их размышлять и самостоятельно искать выход из ситуации, если она оказалась сложной, не ожидая момента зачисления ребенка на логопедический пункт, не теряя драгоценного времени. Все это происходит на достаточно раннем этапе развития ребенка, что способствует достижению наилучших результатов последующей работы и, в конечном итоге, оказывает прямое влияние на качественный уровень выпуска детей из детского сада. Это подтверждают не только положительные результаты промежуточных и итогового мониторингов старшей и подготовительной к школе групп, но и то, что за время реализации программы клуба «Говоруны», количество детей 5 – 6 лет, нуждающихся в коррекционной помощи на логопедическом пункте, ежегодно сокращается. Например, по сравнению с 2014 годом, в 2016 году количество детей – логопатов в нашем саду сократилось на 11%, у многих из них степень речевого нарушения стала более легкой.
В этой связи необходимо представить структуру тщательно выстроенной практической работы клуба «Говоруны». Занятия, как отмечалось, проводятся два раза в неделю в групповой форме. Количество детей в группе – 10-12 человек одного возраста. Каждое занятие включает в себя следующие обязательные элементы: разучивание нового артикуляционного упражнения; задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками «су-джок», массажными ѐжиками, песочная терапия и др.); упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения; динамические паузы; дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Только благодаря такому комплексному подходу, осуществляется результативная стимуляция тех отделов мозга ребенка, которые отвечают за речь. И, конечно, благодаря столь разнообразной подаче планируемого материала, реализована возможность успешного проведения занятий даже с маленькими «говорунами».
Есть несколько важных моментов, которые делают наши занятия в клубе «Говоруны» очень интересными, продуктивными и увлекательными для маленьких детей. Эти моменты определены постепенно, исходя из практического опыта реализации программы клуба. Занятия всегда проводятся в игровой форме. Каждое занятие – это новая игра. Ни одно занятие не дублируется. Но его элементы, будь то игра с массажным мячиком, дыхательное упражнение или пальчиковая гимнастика, повторяются несколько раз, работая на формирование активного словаря ребенка.
Изначально красной нитью через занятие проходила очередная сказка о веселом язычке, которую можно было найти во всемирной сети. Но вскоре выяснилось, что дети помнят каждую сказку и, имея цель добиться такого разнообразия материала, который нам требуется, мы начали сами создавать сказки для каждой возрастной группы. Здесь необходимо помнить, что малышам будет непонятен сюжет сказки, написанной для более старших ребят, и упражнения будут сложнее для выполнения. А чтобы выполнять задания было детям интереснее, новый герой «приходит» на каждое занятие. Вместе с ним малыши отправляются в увлекательное путешествие по сказке, с удовольствием выполняют непростые артикуляционные упражнения и увлеченно играют в дидактические и подвижные игры. При выборе темы занятия, героя, стараемся учитывать лексическую тему недели в детском саду.
Отметим, что очень часто занятие идет не по намеченному плану, а по совершенно новому сценарию, это зависит от детей, их настроения, наличия в группе чрезмерно активных «говорунов», с нарушениями эмоционально – волевой сферы и т. д. Конечно, малыши чутко реагируют на поведение и настроение друг друга. Задача логопеда в данной ситуации – удержать их внимание, использовать на таком занятии-импровизации все запланированные его элементы. В запасе имеется много стихотворных текстов, которые подойдут и для сопровождения манипуляций с мячиком «су-джок», и для пальчиковой гимнастики. И, конечно, сам ритм занятия – не затянутый, очень динамичный. Каждое упражнение сменяется последующим, конечно, без объявления названий или слов: «А сейчас мы с вами поиграем»; все занятие представляет собой одну большую увлекательную игру.
Безусловно, работа в подобном направлении чрезвычайно интересна для педагога – практика, учителя-логопеда, дефектолога, при этом, замечательные результаты ощутимы и в дальнейшей традиционной работе на логопедическом пункте.
Литература:
- Система работы по профилактике отставания в развитии речи детей раннего возраста в ДОУ: методическое пособие / О. А. Рогунова, Е. А. Барышникова, Т. А. Яровая, Н. А. Сидорова, А. С. Невраева. – Казань: изд-во «Бук», 2016. – 58 с.