Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников
Авторы: Чикаткова Алена Александровна, Ковалева Ирина Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 1352 раза
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Чикаткова, А. А. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / А. А. Чикаткова, И. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2204/ (дата обращения: 16.11.2024).
Идея современной концепции взаимодействия семьи и детского сада: воспитание детей – совместная ответственность, как семьи, так и дошкольного учреждения. А все остальное дополняет их воспитательное воздействие. На первый план выходит сотрудничество и взаимодействие. Сотрудничество – это совместная позитивная деятельность без контроля и оценивания, общение «на равных».
Личностное взаимодействие воспитателя и родителей главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение». Очень часто родители и педагоги нуждаются в помощи друг другу в решении его индивидуальных проблем, в понимании личности ребенка и в гармоничном его развитии [2, с.10].
Для того, чтобы перейти к новым формам отношений, дошкольному образовательному учреждению необходимо стать открытой системой. Отечественные и зарубежные исследования выделяют две составляющие, из которых складывается открытость дошкольного образовательного учреждения – «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь», то есть придать педагогическому процессу более свободный, гибкий, дифференцированный характер отношений между воспитанниками, воспитателями и родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения это «открытость детского сада внутрь».
Многие родители охотно включаются в систематическую оздоровительную работу с детьми. Например, они могут вести кружки, студии. От совместного участия в работе детского сада выигрывают все участники воспитательного процесса и, прежде всего – сами дети и не только потому, что узнают много нового. Воспитатели тоже получают возможность лучше узнать членов семьи, проанализировать сильные и слабые стороны воспитания в семье, определиться с характером и мерой помощи, а иногда и даже поучится чему-то у родителей.
Открытость дошкольного образовательного учреждения влиянию микросоциума, готовность к сотрудничеству с социальными институтами, расположенными на его территории: художественной, музыкальной, общеобразовательной школой, библиотекой и т. д. означает «открытость детского сада наружу». [2, с. 12].
У родителей и педагогов должно быть доверие. Это важное условие, когда дошкольное учреждение может стать реальной открытой системой. Родители должны быть уверены, что педагог хорошо относится к их ребенку. Педагог обязан видеть в ребенке положительные качества, как в развитии, так и в личности. Для того, чтобы было доверие к педагогу, родители должны уважать его опыт, знания, быть уверенны в компетентности в вопросах воспитания. А также уважать личностные качества воспитания (внимание, забота, чуткость, доброта).
В открытом детском саду родители могут свободно посещать группу, понаблюдать, поиграть и т.д. Такое посещение дает возможность семьям воспитанников оценить и выявить объективные трудности (не достаточное дидактическое оснащение, мало игрушек и т. д.). И тогда у них появляется желание помочь в улучшении условий воспитания в группе. Так же родители берут на заметку воспитательные приемы педагогов, расширяют свои знания о воспитательном процессе.
Дифференцированный подход – это взаимодействие родителей в малой группе. Такие родители имеют сходные проблемы в домашнем воспитании, например, капризность, застенчивость, детское упрямство, беспокойный сон, гиперактивность ребенка [1, с. 41].
Если ребенок с родителями делится своими впечатлениями, приходя из дошкольного учреждения, значит работа в группе интересная, содержательная, ребенку в ней эмоционально комфортно. Это еще одна линия воздействия на семью – через ребенка [2, с. 14].
Сравнительно новая форма сотрудничества дошкольного учреждения с родителями вечера отдыха, спортивные состязания, посиделки, совместные спектакли и др. Все они проводятся с участием воспитателей, родителей и других членов семей и детей. Распространенные формы работы – это, например, «День добрых дел», «Телефон доверия», встречи вопросов и ответов.
Команда родителей, педагогов и детей, основанная на доверительных отношениях, желание делиться друг с другом своими потребностями и решать их совместно – основная цель форм и видов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Взаимодействие существует, если:
приобщить родителей к процессам обучения и воспитания;
расширить сферы участия родителей в жизни ДОУ;
родители могут посетить занятия, в удобное для них время;
создать благоприятные условия для воплощения в жизнь творческих способностей воспитателей, родителей и детей;
делать выставки детских работ, демонстрируя психолого-педагогическую литературу, которые позволяют ознакомиться родителям с развивающей и воспитывающей средой ДОУ;
разработать содержание программы совместной деятельности детей и родителей;
освоить искусство диалога взрослых с детьми, основанного на знаниях психических особенностей его возраста, учитывая опыт и знания ребенка;
стремиться учитывать интересы ребенка, проявляя такт и внимание, терпимость в воспитании и обучении;
уважать взаимоотношения семьи и ДОУ.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что взаимоотношения дошкольного образовательного учреждения и семьи могут основываться на взаимодействии и сотрудничестве, при условии «открытости внутрь и наружу» дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
- Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер // Приложение к журналу Управление ДОУ. – Москва: ТЦ Сфера, 2005 – 144 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. / В. А. Сухомлинский – Москва: Педагогика, 1981. – 403 с.