Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях
Автор: Вербицкая Анастасия
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 31.03.2017
Статья просмотрена: 1136 раз
Библиографическое описание:
Вербицкая, Анастасия. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях / Анастасия Вербицкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2223/ (дата обращения: 16.11.2024).
В стaтье обосновывается необходимость переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта по проблеме активизации познавательной сферы дошкольников. Проведен детальный анализ научной литературы по теме исследования. Представлено определение феномена познавательной деятельности у разных авторов. Обозначены главенствующие факторы (условия) развития познавательной составляющей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: познавательная деятельность,развитие интеллекта, интерес, активизация процессов, дисбаланс познания, познавательно-речевые данные, адаптация, переосмысление педагогического опыта
The article explains the need to rethink, adapt to new conditions, restructuring gained so far teaching experience on the problem of activation of cognitive sphere preschoolers. The detailed analysis of the scientific literature on the research topic. Presents a definition of the phenomenon of cognitive activity different authors. Labeled dominant factors (conditions) for the development of cognitive component of children of senior preschool age.
Keywords: cognitive activities, the development of intelligence, interest, activation of the processes, the imbalance of knowledge, cognitive and speech data, adaptation, rethinking teaching experience
Постановка проблемы. Кнастоящему времени в общей теории дошкольной педагогики собрано и обобщено немало научного материала о становлении и развитии познавательно-речевой деятельности дошкольников, проявлениях ее особенностей в детском саду, о средствах и методах формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, о формах активизации детской познавательной деятельности и методике руководства ее организацией.
Проблемы развития активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно-педагогических исследованиях, в сложившихся реалиях, а именно введение новых требований к системе дошкольного образования (ФГОС ДО) требуют переосмысления, адаптации к новым условиям, реструктурированию накопленного к настоящему времени педагогического опыта, в этом и состоит актуальность предложенной для рассмотрения темы.
Цель статьи: изучить состояние проблемы активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в научно — педагогических исследованиях
Изложение основного материала. Вразных трудах психологов и педагогов на протяжении многих десятилетий исследовалась проблема формирования опыта познавательной деятельности (Я. А. Коменский, Д. Локк, А. К. Маркова, К. Д. Ушинский, Г. И Щукина и др.), которые представляли познавательную деятельность как природное и неподдельное желание дошкольников к познанию.
В педагогических концепциях раскрываются направления и условия деятельности воспитателя по развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте (Л. Н. Вахрушева, В. Б. Голицын, О. В. Дыбина, И. Э. Куликовская, Е. О. Смирнова, В. В. Щетинина, Г. И. Щукина и др.).
В настоящее время получили отражение отдельные аспекты познавательной деятельности детей в работах Е. В. Марудовой [2], Ю. А. Новопавловской [3], А. И. Савенкова [4], Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская [5] и др.
Представим определение проблем познавательного развития в содержании государственного Стандарта Российской Федерации.
В рамках принятого федерального стандарта (ФГОС ДО) [8] образовательные области предполагают следующие направления развития дошкольника: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое; физическое развитие.
Из чего следует, что познавательно-речевое развитие разделили на две самостоятельные области. При этом, под познавательным развитием в Стандарте подразумевается развитие интересов детей, познавательной мотивации и любознательности; становление сознания, формирование познавательных действий; развитие творческой активности и воображения; формирование первозданных представлений о себе, окружающих людях, объектах предметного мира, о функциях и отношениях объектов, о малой родине и Отечестве, знаний о культурно-социальных ценностях российского народа, о космосу, планетах, об отечественных праздниках и традициях, о специфике природы, разнообразии народов и стран мира [8].
В ходе анализа некоторых научных публикаций на предмет определения понятия «познавательная деятельность» выявлено, что у разных авторов свои представления о данном феномене и непосредственно процессах активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Представим характеристику самого понятия «познавательная деятельность» у отдельно взятых авторов:
1) Исследования В. Б. Галицына показали, что познавательная деятельность — это активная деятельность по использованию и приобретению знаний, в которой формируются умственные, волевые и эмоциональные качества личности, характер и способности, характеризующейся познавательной активностью ребенка [1];
2) Под познавательной деятельностью Ю. А. Новопавловская понимает активную деятельность по получению и опытному обогащению знаний, осуществляемая при комплексном взаимодействия личности с окружающей средой [3, с. 46].
3) Авторы научных исследований познавательной активности дошкольников [2;4;6] представляют познавательную деятельность как восприятие мира, воображение мышление, память, внимание, имеющее эмоциональную окраску, личную реакцию на происходящие события, окружающие явления и предметы, полученные в процессе поисков информация, знания и опыт.
При анализе педагогических данных в этом направлении было выявлено, что формирование познавательной потребности идет по-разному у всех дошкольников: так у одних она проявляется очень существенно и имеет, в некотором смысле, «теоретическое» направление, у других детей она больше представлена практической активностью ребенка, прежде всего, такое различие обусловлено воспитанием.
Коллектив авторов во главе с Н. Ю. Синягиной выделили три главенствующих фактора (условия) развития познавательной составляющей детей старшего дошкольного возраста в современном детском дошкольном учреждении:
‒ Инновационно-адаптированная и качественно организованная предметно-развивающая среда. Для организации познавательно-речевой деятельности необходимо наличие кабинета учителя-логопеда, в каждой дошкольной группе — познавательно-речевые центры, разнообразный дидактический и иллюстративный материал разной тематики, центры воды и песка, уголки по детскому экспериментированию.
‒ Грамотная организация методической базы.
‒ Одним из ключевых показателей является повышение эффективности образования в ДОУ именно через стимулирование деятельности педагогов, проведение конкурсов, выставок, обобщение педагогического опыта, творческие группы по интересам [5, с. 67].
Следует отметить, что существуют две основополагающие линии в научно — педагогических исследованияхвсфере активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [1;3;7]:
- Постепенное насыщения опыта ребенка, привнесение разнообразия опыта новыми сведениями и знаниями об окружающем, которое и вызывает познавательную заинтересованность дошкольника.
- Cистематическое, последовательное расширение и углубление познавательной потребности и интереса внутри одной и той же сферы действительности.
Вывод: Таким образом, благодаря активизации познавательной деятельности и речевому развитию и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру.
Литература:
- Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников. / В. Б. Голицын // Педагогика. — № 3. — 2011. — С.23–27.
- Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. / Е. В. Марудова. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 176 с.
- Новопавловская Ю. A. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием пoзнавательного интереса детей дошкольного возраста. / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — № 8. — 2009. — С. 46–48.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. — Самара: Фёдоров, 2010. — 128 с.
- Синягина Н. Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская; под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш. — М.: Вузовская книга, 2011. — 131 с.
- Щетинина В. В. Обнoвление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — № 4 (22). — 2012. — С. 441–444.
- Щукина Г. И. Прoблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина — М.: Педагогика, 2006. — 216 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный источник]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения 15.02.2017)
Ключевые слова
адаптация, интерес, познавательная деятельность, развитие интеллекта, активизация процессов, дисбаланс познания, познавательно-речевые данные, переосмысление педагогического опытаПохожие статьи
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...
Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием
В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...
Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков
В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.
Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога
В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике
Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Похожие статьи
Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников
В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...
Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...
Основные процессы социальной адаптации детей в период дошкольного возраста
Статья посвящена рассмотрению теоретических основ понятия социальной адаптации дошкольника как интегративного процесса овладения социально значимым поведением и формирования адаптивных качеств личности, детерминирующего эффективное взаимодействие с о...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельности на уроках технологии
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера школьников и ставится цель преодоления проблем её недоразвития. Отмечено, что процесс преодоления проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы школьников в образовательной деятельност...
Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием
В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...
Влияние интереса на мотивационные процессы в спортивной деятельности у подростков
В работе рассмотрена проблема интереса как интегрального проявления сложных мотивационных процессов. Изучена взаимосвязь интереса и мотивов спортивной деятельности. Теоретически обоснована роль интереса в структуре спортивной мотивации.
Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога
В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...
Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста
В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...
Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике
Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.