Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Авторы: Курчина Валентина Викторовна, Лазарева Оксана Юрьевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 29.03.2017
Статья просмотрена: 741 раз
Библиографическое описание:
Курчина, В. В. Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста / В. В. Курчина, О. Ю. Лазарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2228/ (дата обращения: 16.11.2024).
Раннее проявление музыкальных и творческих способностей наблюдается, как правило, у детей, получивших достаточно богатые музыкальные впечатления. Поэтому так важно начинать музыкальное воспитание в детском саду с младшей группы.
В начале становления опыта была проведена диагностика развитости музыкальных способностей детей, образно-творческих проявлений; подобран материал с ярко-выраженной изобразительностью.
Начиналась работа по развитию музыкальных способностей с детьми первоймладшей группы, с применения таких приемов, как наглядность и игра. Когда дети входили в музыкальный зал, им говорилось: «Заиграет музыка, и дети пойдут ко мне в гости (или дети полетят, как птички и так далее). Появление музыки дети встречали радостными возгласами, а окончание — тем, что удивленно разводили руками.
Слушание инструментальной музыки, написанной в ярко — контрастных регистрах («Дудочка» Ю. Рожавской, «Медведь» Г. Фрида) — следующий этап в работе. Показ игрушки при слушании музыки «Медведь» Г. Фрида дало возможность закрепить представление детей о звучании низкого регистра. Дети первой младшей группы самостоятельно стали передавать образ шагающего мишки под звучание этой музыки. Звуковысотные отношения наглядно выступают, если их удачно моделировать, придавая им наглядный характер. Для этого использовались игрушки с нефиксированной высотой звучания, чтобы дать детям запас звуковых образов: поет маленькая птичка, пищит маленькая мышка, играет дудочка. Все игрушки звучали в верхнем регистре, а мишка «рычал» — в низком регистре.
Песенный репертуар малыши осваивали вместе с театром игрушки, пальчиковым театром, фланелеграфом. При разучивании песни «Цыплята» А. Филиппенко на фланелеграфе выкладывались фигурки цыплят. Они поют тоненьким голоском: «Ти-ти-ти». Так они зовут маму. Затем выставлялась на фланелеграфе курочка: «А вот и мама курочка пришла, и цыплята перестали пищать, а мама обрадовалась и песню запела: «Ко — ко — ко!». Дети с удовольствие и с желанием сначала подпевали звукоподражания, а затем и саму песенку. Театрально — игровые образы, естественно, подводят детей к жизненным ассоциациям, помогают развитию звукоразличия, активизируют подпевание и пение.
Развитию ритмического слуха способствовали музыкальные игрушки: бубен, погремушка, барабан. Детям интересно действовать с ними: звенеть, ударять ладошкой и так далее. И здесь их веселят мишка (играет на бубне), зайка (играет на барабане), лисичка звенит погремушкой). Они же помогали детям различать тембры звучания бубна, дудочки, барабана «загадывая» им загадки.
С большим желанием дети приходят на непосредственно-образовательную деятельность, ожидая встречи с музыкой, любимыми игрушками. В групповой комнате выделено место для музыкальных игрушек, театрально-игровых персонажей и пособий, а также театров: настольного и пальчикового, что дает возможность закреплять навыки, полученные в музыкальном зале.
Во второй младшей группе малыши в начале года не все активны, разговорчивы. При виде игрушки, куклы они радуются. Игрушки помогают заинтересовать детей, активизируют их речь. Вот в зал входит кукла, воспитатель ведет ее за руку. Кукла здоровается — дети отвечают на ее приветствие, выполняют с ней игровые действия: убаюкивают, укладывают спать, пляшут вместе с ней. Они с удовольствием поют, танцуют. Их действия активны, слаженны. А со многими образными игрушками (мишкой, зайкой, лисичкой) организуются театрализованные игры.
Песенку «Петушок» детям помогает разучивать настольная ширмочка и персонаж кукольного театра — петушок, который появляется на ширме. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем песенка используется в ролевой игре, то есть инсценируется. Ване одевается русская косоворотка, а петушку — шапочка, воспитатель при этом приговаривает:
Как у Пети-петушка,
Шапка выше гребешка,
Сапоги сафьянные,
Шпоры оловянные.
Голосок у Пети
Громче всех на свете.
Ребенок изображает петушка, шагает, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение остальных детей. В конце песне хлопает крыльями и кричит: «Ку-ка-ре-ку!», будит Ваню. Всем становятся весело, дети пляшут вместе с петушком и Ваней. Малыши с удовольствием изображают собачку, лошадку, кошку, лесных зверей в сюжетных играх, надев на головку шапочку персонажа и передавая его характерные движения, то есть играют свои роли. Эти умения детей использовали при проведении праздников и развлечений:
— Осеннее развлечение — сценка «Репка»
— Новогодний праздник — сказка «Заюшкина избушка»
Но особенно любят ребятишки приход Петрушки. Он никого не оставит без внимания: активного — похвалит, робкого, застенчивого — погладит, приободрит. Чувства, которые испытывают дети при виде куклы, при разыгрывании сценок, написаны на их лицах: радость, огорчение, сочувствие, веселье. Они становятся активнее, развивается их образное мышление, творческое воображение, эмоциональность.
Уже в младшей группе дети приобщались к песенному творчеству — импровизации. Сначала это были звукоподражания — распевки: «ту-ру-ру» (играет труба), «трам — та — та — там» (играет барабан). Затем им предлагалось не только покачать куклу, но и пропеть ей на «ля-ля-ля» колыбельную песенку. Вначале дети слушали колыбельную, придуманную музыкальным руководителем, потом пропевали свою.
В средней группе в начале года на протяжении месяца закреплялись навыки, полученные в младшей группе, затем задания усложнялись. Дети узнавали знакомые произведения после прослушивания, вспоминали образ, переданный в музыкальном произведении, определяли характер пьесы и средства музыкальной выразительности:
‒ динамику (громко — тихо)
‒ регистры (высокий — низкий)
‒ темп (быстрый — умеренный — медленный).
При этом использовались музыкально— дидактические игры: «Кто как идет?», «Три медведя», «Что делают зайцы» и так далее. В дидактических играх использовались и пособия, и игрушки — персонажи сказок.
Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, легкими, четкими, детям предлагалось сочетать исполнение основных движений (ходьба, бег, поскоки) с имитацией разнообразных действий и поведения птиц, зверей, сказочно — театральных персонажей, то есть образными этюдами.
Этюды являются ценным моментом развития воображения и творческой активности. Перед детьми ставились творческие задания, позволяющие самостоятельно избирать движения, выражающие повадки, поведение того или иного персонажа; движения, имитирующие езду транспорта («Трамвай» Е. Тиличеевой, «Автобус» А. Филиппенко, «Поезд» М. Метлова), полет самолета («Летчики на аэродром» Р. Раухвергера). Вначале им показывалось несколько вариантов движения, затем дети двигались, как им хотелось в характере музыки. Помогали детям в этом шапочки, маски, игрушки.
Наличие дополнительных театральных предметов, атрибутов способствовало эмоциональному, выразительному исполнению образов и качественному выполнению движений.
Дети средней группы стали более выразительными и при исполнении песен. Репертуар предлагался детям образный, который можно инсценировать («Хомячок» А, Абелян, «Песенка с гармошкой» Н. Островского, «Воробей» В. Герчик). Инсценирование проводилось в виде мини— спектаклей (детям предварительно раздавались шапочки или элементы костюмов). Песенки быстрее запоминались, чище становилось иинтонирование мелодии. Всем хотелось поучаствовать в инсценировке, что делало детей более активными и эмоциональными.
Дети повторяют эти мини — спектакли в самостоятельной деятельности в группе, подыгрывая себе на музыкальных инструментах, которые находятся в музыкальных уголках. Это способствует более свободному владению музыкальными инструментами: бубнами, ложками, треугольником.
Песенные импровизации детей усложнялись постепенно. В начале игры пропевалось имя ребенка в различных вариантах, а ребенок отвечал: «Я здесь!», затем проводилась игра наоборот, спрашивалось: «Как тебя зовут?», а ребенок пропевал свое имя в длинном варианте. Но особенно детям нравилось придумывать пляски для любимых игрушек: куклы, мишки и так далее. Тогда песенная и игровая импровизация соединялась в интегрированных занятиях, построенных на театрализованной игре: «Теремок», «В гостях у сказки», «Забавный сундучок», «Гном Дрема в гостях у детей». Здесь дети пели песенки — импровизации персонажей, импровизировали на музыкальных инструментах, передавая образы сказочных героев.
В конце года отрадно было отметить, что у детей увеличился запас двигательных умений, улучшился музыкальный слух, появился интерес к импровизации, ярче стали творческие проявления. У них появился устойчивый интерес к перевоплощению, а музыка и ее изменения помогали это перевоплощение сделать разнообразным.
Эти умения использовались при проведении праздников и досугов: «Петушок — повелитель солнца», «Нет зимы — пришла весна» и другие.
Литература:
- Выготский Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.
- Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. — Музыкальный руководитель. — № 5. — 2009. — С.4–7.
- Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. — Музыкальный руководитель. — № 4. — 2008. — С.11–12.
- Чайковский П. И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. — М.: АО «Скорпион», 1994. — 133с.