Освоение окружающего мира и формирование познавательных способностей дошкольников на основе Lego-технологий
Автор: Шавидзе Людмила Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 391 раз
Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf)
Библиографическое описание:
Шавидзе, Л. В. Освоение окружающего мира и формирование познавательных способностей дошкольников на основе Lego-технологий / Л. В. Шавидзе. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2243/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.
Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. В логопедии Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач.
Идея сделать Лего-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей инновационной программы.
Для формирования умственной активности, памяти и зрительного представления используются игры-упражнения: «Что изменилось?» – педагог собирает модель из кирпичиков Лего (из 5-7 деталей для детей старшего возраста, для младшего возраста из 3-4 деталей), показывает ее ребенку в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель ребенку, и просит рассказать, что изменилось. «Собери модель по памяти», – педагог показывает ребенку в течение нескольких секунд модель, собранную из кирпичиков Лего (из 3-4 деталей для младшего возраста, для старшего возраст из 5-6 деталей), а затем убирает ее. Малыш собирает модель по памяти, и сравнивает с образцом. «Простые логические цепочки» – логопед предлагает ребенку (от 4-7 лет) плату с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, по размеру или по цвету, и ребенок должен их продолжить. «Лего-змейка» – отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков Лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности.
Так же в игровой деятельности с детьми используются задания на сенсомоторные навыки. Например, ребенку дается инструкция положить перед собой в ряд кубики, цвет которых я назову, скрепить между собой детали снизу вверх по названному цвету, собрать лесенку из кубиков определенного цвета, собрать лесенку в обратном порядке.
Конструкторы Лего успешно применяются для развития фонематического слуха и восприятия: детям предлагается из предложенных фигурок животных или персонажей мультфильмов, выбрать фигурки с определённым звуком, определить место звука в названии фигурки, провести звуко-буквенный анализ слова, используя детали конструктора красного, синего и зелёного цвета. Для определения звонких и глухих согласных используются лего-человечки, наполненные горохом и манкой. На этом же материале делим слова на слоги: «Разделите на слоги слово «ромашка». Выложите столько кирпичей, сколько слогов в слове. Как вы думаете, какими кирпичиками лучше выкладывать слоги? (Красными) Почему? (Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов, а гласные звуки мы обозначаем красным цветом) Так, сколько слогов в слове «ромашка»?
Наглядно и интересно можно проводить работу по дифференциации звуков: разложи фигурки с дифференцируемыми звуками в разные коробочки, расселить в построенные домики (в синий домик – с твёрдым звуком, в зелёный – с мягким звуком, в домик с колокольчиком – со звонким звуком, без колокольчика – с глухим; в красный домик – фигурки, названия которых начинаются на гласные звуки, в синий – на согласные и т. д.).
Лего-конструктор используется на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Манипулируя деталями конструктора Лего, ребенок превращает их, то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Чудесный мешочек»). Конструируя буквы из элементов синего, зеленого или красного цвета, ребёнок запоминает и учится различать гласные и согласные буквы.
Интересно и увлекательно можно проводить автоматизацию поставленных звуков с постройками из конструктора: спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д.
Используется Лего-технология и при закреплении лексических тем. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД.
Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.
Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Успешно применяется лего-технология и в составлении схемы предложения.
«Выложите в горизонтальный ряд столько кирпичиков 2x3, сколько слов
в предложении. Покажите друг другу» (взаимопроверка).
Основными видами восприятия окружающей действительности у детей в этом возрасте является тактильно-двигательное и наглядно-образное восприятие, поэтому действия, производимые с яркими красочными кубиками Лего, помогают отображаться математическим понятиям в сознании ребёнка визуальными и тактильными образами. С помощью лего-конструктора, формируем пространственное ориентирование – вверх, вниз, направо, налево, выше, ниже, дальше, ближе. «Расположите жёлтый кирпичик с левой стороны платформы, ниже – серый, с правой стороны – красный, выше красного – белый, посередине – фигуру человечка и т. д. Проверьте результат у соседа» (взаимопроверка). Построение и сравнение отрезков. Условное обозначение единиц измерения величин. «Постройте из жёлтых кирпичиков отрезок, соответствующий 6 е (е – единица измерения длины, один кирпичик) и ниже – из красных кирпичиков отрезок, соответствующий 4 е. Сравните их. Какой отрезок больше, на сколько? (Красный, на 2 е). Какой меньше, на сколько?»
Таким образом, организовывая в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе Лего-конструирования, позволит заложить на этапе дошкольного детства предпосылки учебной деятельности: умение и желает трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводит начатое дело до конца, планировать будущую постройку.
Литература:
- Журба Н.Н., педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации /Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010.
- Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО» (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» пособие для педагогов- дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС, 2003г.
- Сажина С.Д. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ» Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Феншина Е.В. Пособие для педагогов «ЛЕГО конструирование в детском саду» – Москва, Сфера, 2011
- Шайдурова В.Н. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» справочное пособие /В.Н. Шайдурова