Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кусакина, Е. Ю. Вокальные упражнения как арт-терапевтическое средство / Е. Ю. Кусакина, Ю. В. Савина, Е. А. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2261/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вокалотерапия — превосходный метод для развития основных музыкальных способностей, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений дикции, музыкального слуха, дыхания, памяти, развития самооценки и уверенности в себе.

В голосе отображаются все чувства и эмоции и главным образом проявляются в искусстве пения. Обучившись передавать свое внутреннее состояние голосом, люди получают плодотворное средство для снятия мышечных зажимов, стресса, для самореализации. Вокальное искусство, первоначально — правильное дыхание, которое является наиглавнейшим фактором здоровой жизни.

Звук является уникальным гармоничным «инструмент», дарованный человеку самим мирозданием. Голоса людей звучат при разговоре, шепоте, пении, издавая вибрацию, определенной частоты. Тембр голоса — это своеобразная окраска, обусловливающаяся обертонами. Обертоны можно соизмерить с многообразием цветовой палитры в живописи. У любого человеческого голоса — свои обертоны, дающие ему характерный, особенный колорит.

Поэтапное постижение вокальной сноровки преображает голосовой аппарат и делает его послушным инструментом. Пение — это одно из превосходнейших дыхательных упражнений (упражняется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, совершенствуется дренаж бронхов, растет жизненная емкость легких).

С помощью хорового пения, во всем мире продуктивно лечат детей от заикания. Ребенок внимательно слушает, как поют другие дети, стремится петь в такт и при этом постепенно освобождается от своего заболевания. Равным образом занятия в хоре способствуют детям, которые не выговаривают некоторые звуки. Дети, которые посещают уроки вокала меньше болеют и даже начинают учиться лучше.

На Руси постоянное обращение русского народа к пению было продиктовано, скорее всего, самой природой человеческого организма. Исцеление различных болезней, облегчение души, проявлялось на уровне подсознания. Издавна, благодаря вокалотерапии свершалось исцеление больных (садили больного в человеческий круг и начинали водить вокруг него хоровод). Больной оказывался в центре наивысшего звукового воздействия — в той точке, где «тело звука» реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты. Если немощь, хвороба в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае — мощный лекарь.

По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психоэмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека. Стеснительность, замкнутость, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность.

Вокалотерапия — это метод, основанный на звуковых вибрациях, доступный каждому и не требующей особой подготовки.

В России этот метод официально применяется уже несколько лет.

Кроме песен, которые требовали наибольших голосовых возможностей от исполнителя, есть и такой жанр, в котором значительно чувство, неторопливая тихая напевность. Это колыбельные и детские песни, сказки с напевами. Они необходимы для воспитания в детях не только музыкальных и творческих навыков, но и развития эмоциональной сферы, формирования уравновешенной, здоровой психики.

Вокалотерапия вмедицине.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927), известный психоневролог, начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка может предохранять от усталости и заряжать человека энергией, благоприятно влиять на центральную, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Экспериментально доказано, что отрицательные эмоции (например, такое чувство, как страх) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может привести его к смерти. Положительные же эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, способствуют психоэмоциональному напряжению человека, резервные силы мобилизуют, пробуждают к творчеству во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе с детьми и взрослыми.

Показаниями к применению вокалотерапии являются: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница; некоторые психические заболевания; заболевания сердечно-сосудистой системы; заболевания желудочно-кишечного тракта; частые простудные заболевания; заболевания органов дыхания, в их числе бронхиальная астма; отставание в развитии, заикание.

Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка и художественное пение, оказывают лечебное и коррекционное воздействие, как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

Влияние пения на внутренние органы

Дыхание нижней частью грудной клетки — наиболее экономичное и правильное. В большинстве своем люди дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, расходует на это массу излишней энергии. Пение способствует наладить правильное дыхание. Это отличный тренинг. Человек поёт, и в это время, во внутренних органах возникает вибрация.

Пропевание звуков — вокализация, основано на умении правильно дышать и пользоваться естественным звучанием голоса. Вокально-дыхательные упражнения, увеличение протяжности звучания, навыки релаксации систематически укрепляют диафрагму, гладкую мускулатуру органов дыхания, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, таким образом, способствуя преобразованию типа дыхания на диафрагмальное.

Упражнение «ковер».

Группа сидит в кругу. Ведущий начинает пропевать какой-либо звук открытый или закрытый, любой высоты, на любом гласном. Далее ведущий» передает» очередь звучать следующему участнику, повернувшись к нему (по часовой стрелке) и встретившись с ним глазами. Начинает «звучать» следующий участник, а первый продолжает. Поют уже двое. И так все участники по кругу. В результате звучит весь круг, каждый участник на своей высоте, тянет свой гласный. Нужно дать позвучать некоторое время (около минуты, полутора, может немного дольше, чтобы все почувствовали собственную принадлежность к этому процессу). Заканчивается упражнение постепенно, в обратном порядке, в обратном направлении, с передачей взглядом очереди перестать звучать.

Вокал — это уникальное средство самомассажа всех внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению. Каждый из внутренних человеческих органов, считают учёные, содержит свою определенную частоту вибраций. При заболевании частота органа становится другой, вследствие чего и возникает разлад в работе всего организма. Пением человек вполне может воздействовать на больной орган, возвращая здоровую вибрацию. Звуковые волны, попадая в резонансные частоты, соответствующие тому или иному органу, вызывают его максимальную вибрацию, оказывая на этот орган непосредственное воздействие.

По голосу, преимущественно, можно понять внутреннее состояния личности, ее цельность. Занятия пением, постижение способами классического и всеми формами народного певческого искусства — важный путь к здоровью и наиглавнейшая составляющая здорового образа жизни.

Литература:

  1. Егоров A. M. Гигиена голоса и его физиологические основы. Медгиз, М., 1972, — 53с.
  2. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. — М., 1985, — 94с.
  3. Кантарович B. C. Гигиена голоса. Музгиз, М., — 1975, — 51с.
  4. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. М., -1998, — 160с.
  5. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  6. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. — 67 с
  7. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внутреннее состояние, нервная система, правильное дыхание, заболевание, орган, пение, ребенок.
Задать вопрос