«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение»)
Авторы: Елизарова Наталья Михайловна, Колесникова Оксана Анатольевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 07.04.2017
Статья просмотрена: 544 раза
Библиографическое описание:
Елизарова, Н. М. «Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД по краеведению в рамках проекта «Белгородведение») / Н. М. Елизарова, О. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2273/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Продолжать знакомить детей со своей малой Родиной — Белгородчиной, её историей, родным городом — Губкин, неотъемлемой частью Белгородчины.
Программные задачи:
‒ Воспитывать интерес к историческим датам родного места;
‒ Развивать творческие способности детей, умение выстраивать логическую цепочку: древность (старина) — настоящее (будущее);
‒ Закреплять навыки речевого развития и коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми;
‒ Способствовать умению рисовать свою Родину в разное время истории с помощью различных материалов;
‒ Развивать композиционные умения при создании тематической композиции (располагать правильно строительные объекты: дома, другие сооружения, объекты природы: деревья, кустарники, реки и другие.)
‒ Развивать умения и навыки при работе с различными материалами и техниками;
‒ Рисование тематической композиции «История Белгородчины»;
‒ Создать коллективную художественно-творческую композицию в виде «ленты времени».
Интеграция собразовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Материалы иоборудование: Интерактивная доска; белые листы бумаги одного цвета для составления общей ленты времени «Знакомые даты истории»; краски, цветные карандаши и фломастеры; простые карандаши, ластики.
Предварительная работа: Беседа об истории города. Просмотр слайдов, иллюстраций о Белгородчине: древность — старина — настоящее — будущее. Рисование истории нашей малой Родины — Белгородчины с родителями и составление общего альбома.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Мотивационно— ориентировочный этап.
(Занятие проходит в музыкальном зале. За домиком сидит Дед — краевед. Справа у окна расположены столы, на которых лежат краски, фломастеры, карандаши, мелки для выполнения коллективной работы. Дети заходят в музыкальный зал, где их встречает воспитатель)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут интересные открытия, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
(Слышен кашель. Дети обращают внимание на странные звуки. Удивляются)
Дети: Кто это? (Выходит из домика Дед-краевед)
Дед: Здравствуйте! Девчонки и мальчишки! Я вас давно жду, а зовут меня просто: Дед-краевед. Так много хочу рассказать вам, а вы все не идете.
Дети: Ачто ты нам хочешь рассказать? И почему тебя зовут Дед-краевед?
Дед: Зовусь я Дед-краевед, потому что изучаю наш край Белгородский. А вы, знаете историю своего края?
Дети: Немного знаем.
2. Вводная часть. Поисковый этап.
Воспитатель: Ачто, если нам отправиться в путешествие по славным страницам истории нашей малой Родины — Белгородчины? Дедушка Краевед, а Вы нам поможете в путешествии, тогда мы узнаем ещё больше о нашем крае.
Дед: Конечно, помогу! Что знаю, все расскажу и покажу. Смотрите на экран, вас ждет удивительное путешествие.
Воспитатель: (обращается к детям): Ребята, Вы согласны отправиться в путешествие? Все готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие.
(При помощи слайдов интерактивной доски дети отправляются на экскурсию. Увидев знакомые картинки, пейзажи, места рассказывают о них, воспитатель помогает, добавляет)
‒ Давным-давно это было, страна наша называлась не Россия, а Киевская Русь. По территории нашего края пролегала граница Киевской Руси, позже — южный рубеж Московского, а затем Русского государства.
‒ Чтобы укрепить границу от хищных набегов врагов, царь издал указ: строить крепости на южной границе.
‒ Так появились города — крепости Белгород, Оскол, Валуйки. Позже появились другие города — крепости, вокруг них рвы, земляные валы и другие укрепления/
‒ Наш город является городом России, неотъемлемой частью Белгородской области. Первоначальное (до 1939 года) название населённого пункта — село Коробково.
‒ В начале 1930-х под руководством геолога Ивана Михайловича Губкина на территории села Коробково были обнаружены залежи железной руды. 30 сентября 1931 года была заложена первая разведочно-эксплуатационная шахта, рядом с ней возник небольшой посёлок.
‒ Позже населённый пункт при шахте получил имя «Губкин».
Дед: Вы такие умные серьезные ребята, а что если нам немного поиграть. Я знаю одну игру, вам она тоже понравится.
Подвижная игра «Елочки, пенечки»
(Дети становятся в хоровод, идут по кругу, в соответствии со словами выполняют движения. Игра на внимание.)
Воспитатель: Интересная игра?Продолжаем путешествие. О чем нам рассказывает этот сюжет?
Промышленному освоению месторождений помешала Великая Отечественная война.
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие захватчики. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась долгих четыре года. Наш город Губкин был прифронтовой зоной. Семь месяцев Губкин кая земля находилась во власти фашистских захватчиков.
Недалеко от нашего города Губкин, есть поселок Прохоровка, где 12 июля 1943 г. произошло танковое сражение. Это было Величайшее сражение в истории Великой Отечественной войны. Советские войска дали достойный отпор фашистам, после чего началось победоносное освобождение наших городов и сел, захваченных врагами территорий.
Благодарные потомки установили мемориальный комплекс — Памятник, нашим воинам — защитникам, чтобы никогда не забывать об этом.
5 августа 1943г. в Москве состоялся праздничный салют в честь освобождения города Белгорода.
6 января 1954г. После войны была образована Белгородская область с областным центром — город Белгород.
Воспитатель: Вот такая славная история у нашего края.Город Губкин — это город, в котором мы с вами живем.
Дед: Ребята, вы хорошо знаете свой город? Давайте проверим, согласны?
Дети: Да, согласны.
Дед: Выберете картинку с видами вашего города. Кто отгадает правильно, что изображено на картине?
Дидактическая игра «Угадай-ка»
(Детям показываются слайды зданий, объектов и пейзажей нашего города, которые они должны узнать.
Спортивный комплекс «Горняк»; Кинотеатр «Россия»; Спасо-Преображенский собор; Губкин кий пруд; Дворец спорта «Кристалл»; Чудо-Юдо-град; Наш детский сад № 33 «Радуга»; Центральная площадь; ДК «Форум».
Воспитатель: Хорошо знаете свой город, справились с заданием.
3. Практическая работа.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать картину из истории, что понравилось, что запомнилось. Выберете сюжет, который вы нарисуете.
(Педагог должен проследить, чтобы каждый ребенок выбрал свой сюжет, не повторяясь.). После того, как вы нарисуете, нам надо будет расположить рисунки в соответствии с датой, связанной с историческим периодом. У нас получится «лента времени».
Воспитатель: Прежде чем мы начнем, давайте пальчики подготовим для рисования? Вам какая гимнастика для пальчиков нравится? (Дети предлагают.)
Проводится пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек»
(Дети усаживаются на места для выполнения работы.)
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь за стол, выберете материал, которым будете рисовать. Вспомните знакомые даты истории. Можно начинать рисовать.
(Дети выбирают материал для рисования по своему желанию, рисуют по замыслу под красивую классическую музыку по выбору музыкального руководителя)
(тематическое рисование).
1 группа детей рисуют крепость;
2 группа детей — Великую Отечественную Войну;
3 группа детей — современный город.
(В ходе работы воспитатель интересуется у детей, почему они выбрали именно этот сюжет)
Воспитатель: Красивые рисунки получились. Давайте расположим рисунки в соответствии с датой, связанной с историческим периодом, чтобы у нас получилась
«лента времени».(Воспитатель подписывает рисунки)
Воспитатель: (располагает рисунки)Первыми мы расположим рисунки, где вы нарисовали границу Киевской Руси и строительство крепостей Белгород, Оскол. Помогайте мне, ребята. Следующие рисунки посвящены другим события из истории нашей малой Родины.
(Дети и воспитатель выстраивают «ленту времени»)
4. Подведение итога. Рефлексия.
Дед: Мне понравились рисунки. Как вы назовете «ленту времени», которую сами создали? (Предположения детей)
Дети: Может быть, назовем «Славные даты истории моей Белгородчины» или «История моей малой Родины», «Моя Родина».
(Дети выбирают «Славные даты истории моей Белгородчины»)
Дед: Ребята, я должен с вами проститься. Мне понравилось путешествие. А вам понравилось?
Дети: Да, очень понравилось.
Дед: На память о нашей встрече, хочу подарить вам подарки.
(Дед достает из сумки значки с изображением города Губкина, и вручает детям)
Дед: До свидания! В следующий раз обязательно расскажу ещё много интересного.
Воспитатель: До свидания, Дедушка-Краевед! Были рады встрече с Вами!
Литература:
- Белгородская энциклопедия/ Гл. ред. В. В. Овчинников. — Белгород: Изд-во областная типография, 2000.
- Земля Белгородская в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 (руководитель издательского проекта В. А. Лисов, автор-составитель и ответственный редактор В. В. Овчинников.) М.–Белгород: Фонд регионального развития, ОАО «Типография “Новости”», 2011.
- «Библиотека Белгородской семьи». История Белгородчины. Издательство: «Медиа рост», 2015г.
- Белгородведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций/Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева и др.–Белгород: ООО «Эпицентр», 2015.