Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Автор: Тюнина Наталия Вячеславовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 02.04.2017
Статья просмотрена: 2480 раз
Библиографическое описание:
Тюнина, Н. В. Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции» / Н. В. Тюнина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2284/ (дата обращения: 19.12.2024).
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.
Формы проявления агрессии:
− словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;
−физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;
− косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми.
Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя.
Причины, провоцирующие детскую агрессивность: защита и месть, ущемление достоинств другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников.
Факторы, влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденная склонность (враждебность), аверсивные (ситуативные) случаи (боль, жара, теснота), возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальные особенности человека (темперамент), социально-культурный статус семьи, длительные или частые фрустрации (стрессы), источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.
«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность.
Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха.
Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков».
Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.
Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Общая стратегия окружающих по отношению кагрессивному ребенку:
− остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка;
− установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем;
− покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям;
− представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания;
− обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева.
Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.
Задачи психокоррекционной работы сагрессивными детьми:
- Развивать умения понимать свое состояние и другого человека.
Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».
- Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом.
Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).
- Обучать способам снижения напряжения.
Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.
- Развивать навыки общения.
Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).
- Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.
Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
− подраться с подушкой;
− комкать и рвать бумагу;
− использовать «мешочек для криков»;
− поколотить стол надувным молотком;
− втирать пластилин в картонку или бумагу;
− обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка»)
− подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.
С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок. В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные.
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!»
Рекомендации воспитателям иродителям по взаимодействию сагрессивными детьми:
− Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.
− Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
− Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.
− Наказания не должны унижать ребенка.
− Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
− Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
− Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.
− Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.
− Учите брать ответственность на себя.
− Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность
− Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.
− Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.
− Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда ребенок будет к ним стремиться.
− Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях.
− Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить ребенка на другую деятельность.
− Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом.
− В присутствии других детей не ругайте ребенка.
− Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.
− Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей.
− Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.
Литература:
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. — СПб.: Речь, 2002.
- Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипициной. — СПб.; Речь, 2005.