Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 2466 раз

Библиографическое описание:

Тюнина, Н. В. Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции» / Н. В. Тюнина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2284/ (дата обращения: 16.11.2024).



Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или психологический дискомфорт.

Формы проявления агрессии:

словесная (вербальная) форма: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников;

−физическая форма: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка;

косвенная форма: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас, ябедничает, провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых, манипулирует другими людьми.

Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, только на близких людей, на животных, на символические и фантазийные объекты, на внешние физические объекты, на себя.

Причины, провоцирующие детскую агрессивность: защита и месть, ущемление достоинств другого, стремление быть главным, стремление получить желаемый предмет, привлечение к себе внимания сверстников.

Факторы, влияющие на агрессивное поведение: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), нестабильная социально-экономическая обстановка, врожденная склонность (враждебность), аверсивные (ситуативные) случаи (боль, жара, теснота), возбуждение, массовая культура и демонстрация сцен насилия, индивидуальные особенности человека (темперамент), социально-культурный статус семьи, длительные или частые фрустрации (стрессы), источником которых являются родители, постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок, проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, влияние группы, агрессивные игры.

«Семейные» причины: неприятие детей родителями, разрушение эмоциональных связей в семье, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания родителей, запрет на физическую активность.

Ситуативные причины: плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние шума, вибрации, тесноты, температура воздуха.

Социально-биологические причины: мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки, агрессивное поведение детей, вызванное расовыми предрассудками или расовой неприязнью, агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для них взрослых, детям свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». Это приводит к откровенной агрессии против «чужаков».

Если родители сегодня говорят детям одно, завтра другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, группе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.

Критерии агрессивности ребенка: часто теряет контроль над собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто специально раздражает людей, часто завистлив, мстителен, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и отказывается сделать что-либо, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Общая стратегия окружающих по отношению кагрессивному ребенку:

− остановите занесенную для удара руку ребенка, окрикните ребенка;

− установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем;

− покажите ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям;

− представьте детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, переживания;

− обучайте способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Как вести себя родителям и воспитателям, если ребенок агрессивен: соберите «совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой, система табу, единый способ реагирования на нарушения табу, единый способ воспитания, обучение приемлемым способам выражения гнева.

Как предотвратить агрессивное поведение ребенка: уважительное отношение к личности ребенка, нельзя внушать ребенку, что он плохой, нельзя унижать ребенка, загонять его в угол, не наказывайте ребенка физическими способами, постарайтесь принять все недостатки ребенка, разрешайте выражать свои чувства приемлемым способом, ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов, разрядите обстановку уместной шуткой.

Задачи психокоррекционной работы сагрессивными детьми:

  1. Развивать умения понимать свое состояние и другого человека.

Методы коррекции: работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния; ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

  1. Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме и управлять своим гневом.

Методы коррекции: отреагирование гнева через движения (потопать и т. д.); лепка и рисование гнева; перевод деструктивных действий в вербальный план («Остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); ввод правила «Посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; осознание своего гнева через сенсорные каналы («на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь»).

  1. Обучать способам снижения напряжения.

Методы коррекции: игры с водой, песком, обучение приемам саморасслабления, подышать, спокойная музыка фоном, подвижные игры.

  1. Развивать навыки общения.

Методы коррекции: использование игр, направленных на сотрудничество; разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной реакции и закрепление ее в ролевой игре (беседы, сказки на ситуации, обсуждения); включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил), учить детей договариваться, заявлять о своих чувствах («мне не нравится, что ты так поступаешь»).

  1. Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.

Методы коррекции: разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т. д.); помочь ребенку научиться что то делать лучше других; не ругать, а хвалить ребенка при других детях за достижения, попросить научить других.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

− подраться с подушкой;

− комкать и рвать бумагу;

− использовать «мешочек для криков»;

− поколотить стол надувным молотком;

− втирать пластилин в картонку или бумагу;

− обзывалки, но не обидные, а на тему («а ты морковка»)

− подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.), а так же проводить ежемесячные беседы с чтением терапевтических сказок. В процессе слушания, сопереживания сказочным героям ребенок учится понимать не только их чувства, мотивы поведения и поступков, но и свои собственные.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой, я вам покажу!»

Рекомендации воспитателям иродителям по взаимодействию сагрессивными детьми:

− Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.

− Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.

− Будьте последовательными в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки.

− Наказания не должны унижать ребенка.

− Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

− Учите распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

− Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.

− Обучайте навыкам реагирования в конфликтных ситуациях.

− Учите брать ответственность на себя.

− Включайте агрессивного ребенка в совместную продуктивную деятельность

− Говоря о поведении ребенка, выделяйте конкретный поступок, не оценивая негативно его личность в целом.

− Давайте четко понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к агрессивным проявлениям. Говорите о своем отношении к положительному и негативному поведению ребенка.

− Избегайте отрицательных оценок, лучше выделять положительные качества и тогда ребенок будет к ним стремиться.

− Давайте возможность малышу как можно чаще проявлять заботу об окружающих и других детях.

− Если ребенок проявил агрессивную реакцию, следует выразить свое отношение к ней и переключить ребенка на другую деятельность.

− Не жалуйтесь родителям на ребенка, станьте его другом.

− В присутствии других детей не ругайте ребенка.

− Всегда отмечайте хорошее поведение ребенка в течение дня, его успехи и достижения на занятиях, в играх с детьми.

− Помогайте ребенку в игровой деятельности создать сюжеты и взять на себя те роли, в которых он может пережить и выплеснуть свои эмоции. Пусть ребенок берет на себя роль сильного и доброго персонажа, защищает других детей.

− Сведите к минимуму количество замечаний ребенку.

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. — СПб.: Речь, 2002.
  2. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипициной. — СПб.; Речь, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, агрессивный ребенок, взрослый, игра, личность ребенка, приемлемый способ выражения гнева, ролевая игра.

Похожие статьи

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Похожие статьи

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей «Развитие речевой активности через сенсорное воспитание детей»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Консультация для родителей «Использование координационной лестницы для развития двигательной активности детей»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»

Задать вопрос