Вокалотерапия и ее применение в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 2142 раза

Библиографическое описание:

Тумагаян, А. Т. Вокалотерапия и ее применение в ДОУ / А. Т. Тумагаян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2287/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: дошкольный возраст, музыкальная педагогика, психологическое здоровье, вокалотерапия

Ритмы современной жизни, ее технологизация и компьютеризация, наряду с oгромным количеством положительных воздействий, весьма негативно сказываются на развитие психики детей, зачастую способствуя их «роботизации и обесчувствованию». Замыкаясь на компьютерах и интернет-технологиях, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Использование всевозможных гаджетов: смартфонов, ноутбуков, планшетов, влечет недостаток движения, что приводит к повышенной импульсивности и понижению саморегуляции, задержке психофизического развития ребенка. В дошкольные учреждения с каждым годом приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью и психосоматическими заболеваниями; резко увеличилось число замкнутых, тревожных, застенчивых детей. Проблема восстановления психологического здоровья и развития психоэмоциональной сферы детей является одной из приоритетных среди психолого-педагогических проблем 21 века.

У нас, в Армении, большинство молодых семей отдают своих детей в ДОУ. Поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный психологический экзамен для здоровья ребенка. Придя в детский сад, отчасти лишаясь материнского тепла и ласки, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Необходимо всеми доступными средствами решать эти проблемы.

В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей. Существуют множество нетрадиционных методик, которые могут решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. В дошкольном возрасте одним из эффективных методов здоровьесберегающей и психо-коррекционной работы с детьми является вокалотерапия.

Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение голосом.

Каждый человек одарен голосом. В Древней Индии полагали, что человеческая душа выражает себя через вибрацию голоса. Голос выражает позицию ума. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в виде дыхания. Вибрации дыхания, проходя через носоглотку, бронхи и легкие образуют голос. Голос — это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку природой с самого рождения. Благодаря голосу мы можем петь, а значит выражать свое эмоциональное состояние.

Художественное пение существовало с незапамятных времен в Египте Китае, Индии. В Древнем Египте бессонницу лечили хоровым пением. В Древней Индии для духовного и физического исцеления использовали определенные сочетания звуков или слов — мантры, которые до сих пор практикуются в йоге. В тысячелетней китайской системе Ци-гун практикуется звуковая терапия. Прикладывая руку к требующему регуляции органу, на разных тонах нараспев произносятся слоги и звуки. Причем количество пропевания звуков строго определенно. В Древней Греции поэты нараспев исполняли свои стихи под аккомпанемент лир и кифар. Демокрит хоровым пением лечил нервные и душевные расстройства.

Первые научные исследования воздействия музыки на организм человека в разных странах начались в 19–20 веках.

В России, для изучения музыкально-терапевтических эффектов, в 1913году под руководством знаменитого врача-рефлексолога В. М. Бехтерева была создана исследовательская группа, в которую входили компетентные врачи-нейрофизиологи и музыканты. Исследования доказали, что музыка активно влияет на дыхательную, сердечно-сосудистую, двигательную и нервную системы человеческого организма, что приводит к определенным биохимическим и гормональным изменениям.

В наше время вокалотерапия во всем мире практикуется для лечения и профилактики психических и физических расстройств.

Особые методики исцеления вокалом положены в основе лечебной системы С. В. Шушарджана. (Москва). Руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. В. Шушарджан, имея музыкальное и медицинское образования, в прошлом оперный певец, выделяет вокалотерапию как метод коррекции нарушенных функций и повышения резервных возможностей организма человека. Лабораторными исследованиями было доказано, что ежедневное получасовое пение исключительно благотворно действует на весь организм человека.

В нашем теле любой орган имеет свою вибрацию, свое звучание, причем вибрации здоровых органов отличаются от вибрации нездоровых органов. Когда нам бывает больно или чем-то недовольны мы интуитивно охаем, ахаем, стонем. Таким образом, мы освобождаемся от негативных эмоций и боли.

Вибрационный фактор звука стимулирует обменные процессы разных органов на уровне клетки, то есть с помощью подбора точной вибрации можно стимулировать деятельность отдельных органов нашего тела. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация, которая массирует этот орган тела, то есть благодаря пению можно восстановить кровообращение и устранить застой в данном органе. Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека.

Приобщение малышей с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей. Реагируя на первые музыкальные звуки, ребёнок приобретает начальный опыт эмоциональных переживаний, которые развивают сферу чувств и формируют мышление. Детей необходимо знакомить с наилучшими образцами народной, классической и современной музыки. Обучая наших малышей народным песням, мы приобщаем детей к народному фольклору, национальным традициям и обычаям, то есть к духовной культуре своего народа.

В хоре прекрасно себя чувствуют стеснительные и не уверенные в себе малыши, потому что в группе поющих детей они себя чувствуют уверенней и спокойней. Пение оказывает на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и устраняет различные недомогания. Вокалотерапия очень эффективна при хронических заболеваниях лёгких и при бронхиальной астме, так как работа над протяжной песней, над удлинением выдоха способствует качественной вентиляции этих органов. Хоровое пение отлично лечит детей от заикания. Индивидуальная и групповая вокалотерапия укрепляет певческий аппарат детей, развивает воображение и творческие способности детей.

Представляем несколько вокальных заданий, которые способствуют творческому самовыражению детей:

  1. «Пропой свое имя».
  2. «Кого ты любишь?»
  3. «Спой, кто твой друг».
  4. «Твое настроение».

Дети должны пропеть свое настроение:

«Я-радостный»

«Я-грустный»

«Мне хорошо».

Все занятия должны проводиться в игровой форме, то есть легко, интересно и непринужденно.

Очень полезны вокальные игры-импровизации, так как они дают возможность интуитивно находить нужные для организма звуковые вибрации.

Например:

Воспитатель «Где твой носик?»

Ребенок, показывая, поет «Вот мой носик»

Воспитатель «Где твой ротик, ну-ка спой»

Ребенок «Вот мой ротик, я пою»

Воспитатель «Язычок где? — Щелк-щелк-щелк, цок-цок-цок»

Ребенок «Цок-цок-цок, щелк-щелк-щелк»

Воспитатель «Ручками похлопаем, хлоп-, хлоп-хлоп»

Дети хлопая, поют «Хлоп-, хлоп-хлоп»

Воспитатель «Ножками потопаем, топ-, топ-топ»

Дети, топая, поют «Топ-, топ-топ».

Вокально-речевые игры развивают память, слух, творческие способности, певческое дыхание и артикуляционный аппарат ребенка.

Пением можно добиться координации дыхания с речью, улучшить дикцию, устранить гнусавость. Артикуляционная гимнастика развивает и укрепляет мышцы языка, губ, щек, то есть способствует развитию речевого аппарата. Предлагаем несколько примеров артикуляционной гимнастики:

  1. Вокальная игра «А-У» Дети должны представить, что находятся в лесу и ищут друг друга. Каждый ребенок троекратно повторяет «А-У». Это вокальное упражнение развивает артикуляцию и мышцы губ.
  2. «Надуваем шарик»- выпячив губы, дети глубоко вдыхают, а на выдохе надувают щеки, имитируя вдувание воздушного шара. Это упражнение не только развивает дыхательный аппарат, но и прекрасная гимнастика для мышц губ и щек ребенка.
  3. «Часики». В ритме часов дети поют-«тик-так, тик-так, тик-так». Упражнение развивает мышцы языка.
  4. «Лошадка». Дети языком должны изобразить «Цок- цок, цок — цок».
  5. «Коровка». «Му-у-у, му-у-у».
  6. «Кукушка». Педагог поет: «Вдали слышна кукушка: ку-ку, ку-ку». Дети подхватывают: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку-ку».
  7. Упражнение «Ветер». Дети должны изобразить усиливающий ветер. Это упражнение на глубоком вдохе и выдохе весьма полезно для вентиляции легких.

Все вокальные творческие задания можно выполнять как индивидуально, так и в группе. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям.

Для повышения самооценки ребенка и уверенности в себе мы в детском садике на занятиях применяем в виде игры следующие приемы вокалотерапии. Задача воспитателя в том, чтобы правильно выбрать, соответствующего по психологическому состоянию, ребенка.

Воспитатель, показывая рукой на ребенка, напевает:

«Ты- ы-хороший»

«Ты- ы-самый добрый»

«Ты- ы-самый смелый»

«Ты- ы--красивый»

Ребенок за воспитателем повторяет:

«Я- хороший»

«Я-самый добрый»

«Я-самый смелый»

«Я-красивый»

Затем остальные дети трехкратными подтверждающими хлопками пропевают:

«Да-да-да!»

«Ты- ы-хороший!»

«Ты- ы-самый добрый!»

«Ты- ы-самый смелый!»

«Ты- ы-красивый!»

Исходя из психоэмоционального состояния ребенка выбираются слова: смелый, веселый, уверенный, храбрый, чудесный, бодрый, спокойный, довольный, радостный и так далее.

После таких занятий мы наблюдаем значительное улучшение эмоционального состояния детей — они довольны, радостны и уверенны в себе.

Таким образом, при помощи вокалотерапии можно практиковать развивающий эмоциональный тренинг, который способствует улучшению психофизиологического состояния организма ребенка.

Комплексное, гармонизирующее и активизирующее влияние вокалотерапии позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе дошкольного образования.

Литература:

  1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. / в кн.:”Руководство по психотерапии“. Ташкент, 1979 -275стр.
  2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Для студентов муз.учеб.заведений. М.:Владос, 1997 -383с.
  3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия М., 1999.-162с.
  4. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., Изд-во''Перспектива'', 1994–190 стр.
  5. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., Изд-во ''Антидор '', 1998–363стр.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, орган, организм человека, хоровое пение, артикуляционная гимнастика, детский сад, дошкольный возраст, Древняя Индия, психологическое здоровье, психоэмоциональная сфера детей.

Похожие статьи

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Похожие статьи

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Статья посвящена сказкотерапии и ее основным функциям при работе с детьми. Особое внимание уделяется трем функциям сказок: диагностической, терапевтической и прогностической. Автором рассматривается методы использования сказкотерапии как специалистам...

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены арт-терапевтические техники и методики используемые в работе педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Сказкотерапия как метод развития и коррекции психических явлений детей и подростков. Опыт работы Дома детского творчества г. Азова

В статье представлен опыт использования метода сказкотерапии для диагностики, коррекции и разностороннего развития детей и подростков.

Задать вопрос